Ребенок не хочет делать домашнее задание. Не хочет и все тут. Знакомая ситуация? И если бы только это. Школьная учебная программа дается ему с трудом. Он не всегда понимает новую тему, не запоминает правила. Может забыть о том, что вы поручили ему что-то сделать по дому. Рассказывает о своих делах вяло, без интереса. Что же делать в такой ситуации?

Исключите как причину проблемы со здоровьем.

Гиповитаминоз, усталость, переутомление, стресс могут стать причиной неуспеваемости в школе.

При гиповитаминозе необходимо дать организму недостающие витамины и микроэлементы. Восполняйте их недостаток у вашего ребенка правильным питанием. Больше овощей, фруктов в любом виде – вместо так любимых детьми сосисок в тесте, пиццы и пирожков. Все хорошо в меру. Попросите участкового педиатра назначить вашему ребенку курс приема витаминов. Не покупайте их сами, руководствуясь рекламой. Врач знает те особенности вашего чада, о которых вы часто не имеете понятия. Здесь нужно медицинское образование. Медик принимает решение на основании индивидуальных физиологических особенностей человека (возраст, вес, результаты анализов).

Важен распорядок дня. Засыпать и просыпаться ребенок должен примерно в одно и то же время. Небольшие поблажки в виде лишнего часика для игры – только в выходные. По тому же правилу должно быть организовано питание, отдых, учеба. Все примерно в одно и то же время. Правильный распорядок дня не только напрямую благотворно влияет на самочувствие, но и приучает ребенка с детства к дисциплине. В дальнейшем, в вузе, а затем на рабочем месте это обязательно даст хороший результат. Не говоря уже о том, что явное преимущество перед работодателями имеют дисциплинированные работники, поскольку продуктивность их труда значительно выше, чем у тех, кто понятия не имеет ни о каких мерах организации рабочего дня.

Следите, чтобы у ребенка не было не нужных ему нагрузок. Как умственных, так и физических. Устраивайте ему разумный перерыв для отдыха между занятиями. Не взваливайте на еще не сформировавшегося человечка кучу дополнительных занятий в различных секциях. Оставьте только то, чем ребенок действительно хочет заниматься. Пусть это будет любимый художественный кружок для девочки, футбол для мальчика, например.

Ну не хочет он учить французский. Самое главное, если нет пользы, то и правда – зачем? Возможно, через год он захочет сам изучать иностранный язык. Незаметно подталкивайте его к этой мысли, старайтесь вызвать интерес: вот видишь, сын соседей Дима купил новую машину? Нравится, да? А ведь ему всего 25 лет. Все потому, что он устроился на работу в крупную компанию, где необходимым условием было знание иностранного языка. И все в таком же ключе. Но не упрекайте. Выдайте информацию к размышлению – пусть думает и делает выводы. И принятое решение изучать иностранный язык (или что-то другое, это не важно) будет его личным решением. Поверьте, тогда он его выучит. Под давлением же – никогда.

Еще один враг здоровья – стресс. Для начала надо найти его источник. Затем делать выводы и принимать меры. Осторожно, не нагнетая обстановку, поговорите с ребенком. Вообще, никогда не отмахивайтесь: я занят(а), мне некогда и т. д. Вы можете пропустить что-то важное в жизни детей, первопричину возможных неприятностей в дальнейшем. Не стоит думать, что уж ваш-то самый лучший, и такого, как показывают по телевизору про трудных детей, с ним не случится. Напрасно вы так уверены. Какой ребенок вырастет – зависит от вас и только от вас. Не уделяете детям достаточно внимания – будете потом жалеть об этом.

Может, как раз сейчас ваш ребенок находится в трудной ситуации. Не знает выхода из нее. И молчит, так как стыдно, например. Да мало ли причин? Вот ваша задача и узнать причину плохого настроения, враждебности, нежелания учиться.

А узнав причину стресса, быстро, не жалея себя, помогайте ребенку преодолеть эту трудность. Протянете, махнете рукой – скоро, может, будет поздно. Проводите с детьми больше времени, насколько позволяет вам ваша работа. Меньше времени можно, к примеру, тратить на друзей, лично ваши развлечения. Может, когда вы сидите у одной подруги и заняты таким важным делом, как обсуждение другой вашей общей подруги и ее личной жизни, ваше чадо несчастно, остро чувствует свое одиночество. Не видит выхода из какой-то неприятности.

И еще: никогда не высмеивайте проблемы детей. Не говорите: мне бы твои проблемы и т. п. У детей свой критерий оценки для всего, что с ними происходит. Меряя по взрослому смешную для вас ситуацию, вы ничем детям не поможете. Только отобьете у них желание довериться вам.

Настоящий враг и источник стресса для детей – Интернет. В нем размещается огромное количество ненужной, а часто и опасной для детской психики информации. Строго контролируйте «дружбу» ребенка с компьютером. Только по необходимости. И только на безопасных в нравственном плане ресурсах. Следите, в какие игры дети играют, некоторые могут провоцировать агрессию. А еще, долгое пребывание у экрана монитора вредит глазам, которые, кстати, у ребенка очень уязвимы. Как и весь организм, впрочем.

Таким образом, если ребенок нездоров, слишком устает или находится в стрессовом состоянии, ни о каком плодотворном учебном процессе и речи быть не может. Ваша задача, как родителей, не допустить этого. Учебная программа в школе идет, ваш ребенок отстает, ждать там его никто не будет. В дальнейшем учиться ему будет все сложнее и сложнее. Важно вовремя помочь своим детям.

Автор статьи: Ирина Михайловская