Праздничное оживление первых дней школьной жизни постепенно сменяется в определенной степени однообразными трудовыми буднями, к которым многие малыши даже в возрасте семи лет оказываются не готовы. И дело здесь не столько в анатомо-физиологических особенностях организмов малышей, сколько в их психологической неподготовленности к тем серьёзным нагрузкам, которые им приходится испытывать буквально с первого месяца пребывания в среднем образовательном учреждении.

Самому ребёнку крайне сложно установить причину, по которой он перестал получать удовольствие от посещения школы. Кто-то плохо адаптируется к новому достаточно шумному детскому коллективу, для кого-то серьёзной проблемой становится необходимость в течение довольно продолжительного времени оставаться без движения, кто-то не может сосредоточиться на словах учителя, так как привык слушать только своих родителей.

По мнению психологов, все причины быстрой утраты интереса к занятиям в школе у первоклассников можно поделить на три основные группы. Прежде всего, это физиологическая неготовность малыша к постоянным умственным нагрузкам. Связано это может быть как с отсутствием мотивации, так и с недостаточной тренировкой мышечных групп кисти руки. В результате ребёнок испытывает разочарование и страх, которые могут проявлять себя стойким нежеланием учиться.

Нередки и ситуации, когда первоклассник никак не может принять строгий режим школьных занятий. Для многих взрослых кажется непонятным, почему крохе так сложно хорошо сидеть на уроке. И дело тут может быть не в отсутствии интереса к познавательной деятельности, а в банальном неумении сидеть спокойно на протяжении получаса – сорока минут. Детям крайне сложно осознать, что неприятие его поведения никак не влияет на отношение к нему самому. Учитель, который постоянно делает замечания ребёнку-непоседе на уроке, часто прекрасно понимает трудности малыша и относится с симпатией к его неуёмной энергии. Родители, желающие помочь своему ребёнку-непоседе, должны тщательно следить за его поведением дома, организовать строгий режим дня, который малыш будет учиться придерживаться, а также предоставить ему возможность выплеснуть свою бурную энергию, записав в спортивную секцию в соответствии с его возможностями и желаниями.

Тяжело влиться в школьную жизнь и тем детям, которые привыкли все делать качественно и на совесть, забывая, что скорость выполнения заданий в школе ценится не меньше, чем конечный результат. Это может ставать причиной серьёзных стрессов на первых порах. Постепенно наращивая темпы, не теряя при этом стремления сделать все качественно, такие дети становятся в дальнейшем прекрасными учениками, радуя родителей и учителей своими успехами.

Родителям первоклассников психологи рекомендуют радоваться любому прогрессу ребёнка, учить его двигаться вперёд, не огорчаясь из-за допущенных ошибок, а используя их как руководство к действию, как мощный стимул одержать победу, прежде всего, над самим собой. Именно собственный прогресс должен стать шкалой успешности. Недопустимо сравнивать успехи своего малыша с успехами других детей, так как каждый из них по-разному был подготовлен к школе, имеет различные темпы адаптации, скорость мышления и умение вливаться в новый коллектив. Нельзя забывать, что, поступив в первый класс, ребёнок меняет не только среду обитания, окружение, образ жизни, но и приобретает серьёзную ответственность, бремя которой влияет на каждого по-своему. Очень важно, чтобы каждый успех ребёнка был замечен и отмечен.

Родительской и учительской похвалы бывает достаточно, чтобы двигаться ещё с большим усердием вперёд, к новым свершениям. Главным условием успешного обучения в школе многие специалисты называют умение ставить и достигать намеченных целей. Как только малыш научится чётко формулировать свои задачи, продемонстрирует желание их решать, его можно смело называть успешным учеником, так как он уже умеет учиться, а это умение – одно из важнейших за все время школьного обучения. Оно понадобится ему и в дальнейшем, будет востребовано на протяжении всей его жизни.

Нельзя обойти вниманием и отношение к учителю. Главной ошибкой многих родителей является противопоставление себя и ребёнка этому человеку. Такая позиция губительна как для самого ребёнка, так и для успешности его обучения. Только тогда, когда учитель будет восприниматься как наставник, его слова будут впитываться сознанием ребёнка и дадут желанные всходы. Формируя негативное отношение к человеку, с которым малыш вынужден ежедневно проводить половину своего дня, родители создают ему эмоциональные и интеллектуальные проблемы, справиться с которыми детской психике может оказаться не под силу.