Что дошкольник знает о школе? Вспомните, как обычно мотивируют родители ребенка к учебе. “В школе интересно, в школе у тебя будет много друзей, в школе не нужно спать днем”, - говорят родители.

Но всегда ли ожидания ребенка оправдываются? Ведь большинство из нас умалчивает о том, что именно в школе нужно упорно трудиться, выполнять монотонные домашние задания, сидеть подолгу на одном месте. А ребенок идет в первый класс с мыслью о том, что вот сейчас он сразу со всеми подружится, первая учительница будет как его любимый воспитатель в детском саду, что все будут его любить и выслушивать его мнение. Выходит так, что родители изначально обманывают своих детей, нехотя, но обманывают. Конечно, не надо сгущать краски и переносить собственный негативный опыт на жизнь ребенка. Но и приукрашивать таким образом действительность вряд ли стоит.

Психологическая готовность ребенка к школе заключается в том, что ребенок должен быть внутренне готов к принятию своего нового социального статуса. Иными словами, дошкольник к моменту поступления в школу должен осознавать и с готовностью (а еще лучше с радостью) принимать то, что он переходит в новую, более серьезную и более самостоятельную жизнь.

Подготовка к школе не может и не должна ограничиваться только лишь одним обучением ребенка. Порой родители так много уделяют внимания внешней стороне подготовки, буквально изматывая ребенка чистописанием, чтением и т.д., что у самого ребенка возникает вполне заслуженный вопрос: Если так сложно сейчас, что же будет дальше? То есть уже на этапе подготовки к школе родители допускают ошибку, забывая о главном: ”Важнее не научить ребенка, а сделать так, чтобы от процесса обучения он получал удовольствие”. Поэтому первым этапом подготовки к школе должно стать формирование родителями у ребенка положительного отношения к школе и учителям. Другими словами, родители в присутствии ребенка плохо о школе не говорят. Кому же захочется идти в то место, о котором даже мама отзывается не очень хорошо?

Отношение к учителю у ребенка также изначально должно формироваться родителями. Конечно, это отношение будет меняться в процессе учебы и иногда не в самую лучшую сторону. Но самое главное: ребенок должен понимать смысл действий учителя, особенности его социальной роли. То есть, он должен знать правила игры: перед ответом тянуть руку, выполнять задания согласно требованию педагога и т.д. Важно объяснить ребенку, что оценки ставятся не за его старания, а за конечный результат.

Еще одна особенность психологической подготовки – изменения личностного восприятия. В период 6-7 лет у детей начинается очередная перестройка организма, что, сказывается на психическом состоянии ребенка. В этом возрасте дети начинают по-другому оценивать себя и окружающий мир, что сказывается на отношениях со сверстниками. Если в детском саду дети более стадные, то к первому классу ребенок начинает отделять себя от коллектива, осознавать и адекватно оценивать свои способности. Не секрет, что школа – это своеобразное поле битвы столкновения полярных интересов. В процессе обучения дети учатся не только отстаивать свою точку зрения, но и принимать чужую, прислушиваться к мнению других. Поэтому первоклассник должен быть готов к ситуации, когда его мнение так и осталось невысказанным или недосказанным.

Крайне важно при подготовке к школе – развитие волевых качеств ребенка, которые складываются из способности контролировать свои желания и поступки. Так, например, высидеть весь урок, ни с кем не переговариваясь, - достаточно волевой поступок для первоклассника.

Интерес к учебе должен появляться не со школьной скамьи, а гораздо раньше. Любознательность – врожденная черта каждого человека. Осознанное стремление узнать и научиться чему-то новому предопределяет успешность в обучении. Очень важно не подавлять в ребенке это стремление. Ведь каждый раз, отмахиваясь на все его многочисленные вопросы, мы, тем самым, притупляем любознательность ребенка. И неважно, учится ли ребенок читать или заколачивать гвозди. Подобная тактика поведения взрослых придает процессу обучения оттенок несерьезности. Поэтому так важно еще задолго до школы не загубить в ребенке стремление учиться.

Автор: Баранова Екатерина