Россия в лидерах по спаду потребительского доверия граждан. К такому выводу пришло исследовательское агентство Nielsen. За последние полгода индекс потребительского доверия снизился на 29 пунктов, до уровня 75 пунктов. Это крупнейшее падение, когда-либо зафиксированное агентством. По мнению экспертов, одна из причин резко возросшего пессимизма россиян заключается в росте темпов безработицы.

Россияне осознали, что кризис не временное явление, и начали готовиться к его негативным последствиям. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Nielsen. Агентство опросило 25 420 пользователей Интернета в 50 странах мира. Темпы снижения индекса потребительского доверия россиян оказались самыми высокими в мире. Как отмечает управляющий директор "Nielsen Россия" Дуайт Уотсон, до конца 2008 года россияне сохраняли выжидательную позицию относительно глобальных экономических потрясений. "Продолжающееся снижение цен на нефть, девальвация валюты и замедление локальной экономики коснулись многих сфер. Это заставило россиян вспомнить о кризисе 1998 года", - говорит г-н Уотсон. По его словам, россияне впервые за десять лет почувствовали экономические встряски и стали готовиться к тяжелым временам на год вперед. При этом количество тех, кто считает, что Россия переживает рецессию, за шесть месяцев выросло почти вдвое, до 92% опрошенных. Почти половина уверены, что в ближайший год ситуация не изменится к лучшему.

Стоит отметить, что следом за Россией по темпам падения индекса доверия идут страны, экономики которых также зависимы от ситуации на сырьевых рынках, - Объединенные Арабские Эмираты и Бразилия, где индекс за последние полгода снизился на 21 пункт. "Падение цен на нефть и настроения граждан взаимосвязаны", - говорит директор центра ЦМЭИ "БДО Юникон" Елена Матросова. При этом, по ее мнению, некорректно сравнивать Россию с западными странами, где кризис начался намного раньше. "В Европе и США люди уже прошли пик пессимизма, у нас еще все только начинается", - говорит она. Действительно, как отмечает вице-президент Niеlsen по глобальным потребительским рынкам Джеймс Руссо, американцы проявляют все больше оптимизма относительно будущего. Около 20% опрошенных надеются, что ситуация в ближайший год начнет изменяться к лучшему.

По мнению экономиста инвестбанка "Траст" Евгения Надоршина, главная причина того, почему россияне впадают в депрессию, кроется в росте безработицы. Это подтверждают и данные Niеlsen. По информации агентства, шесть месяцев назад лишь 6% респондентов считали главной проблемой трудоустройство. Сейчас эта доля увеличилась до 23%. Каждый третий россиянин оценивает свои рабочие перспективы как "плохие".

По последним данным Росстата, количество безработных в России в первом квартале года увеличилось на 1,8 млн человек и превысило 7,1 млн человек. "Потребительские настроения россиян будут и дальше ухудшаться, не исключено, что россияне потеряют уверенность в будущем более чем на год", - считает г-н Надоршин.