Россия и США отказались финансово участвовать в изменении финансовой повестки группы Всемирного банка (ВБ), об этом вчера сообщил заместитель главы Минфина Сергей Сторчак. В субботу акционеры группы ВБ договорились о докапитализации на $7,5 млрд Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и на $5,5 млрд Международной финансовой корпорации (IFC), но часть средств для МБРР предполагается направить на борьбу с бедностью еще одной организацией ВБ — IDA, хотя по мандату пожертвования в нее должны быть добровольными. Это вызвало возражения Москвы и Вашингтона, причем едва ли не впервые — по аналогичным мотивам. В итоге и Россия, и США снизят свой вес во Всемирном банке, США сохранят за собой блокирующий пакет, для этого его порог будет сокращен с 20% до 15%.

Россия и США не будут участвовать в докапитализации ВБ. Акционеры группы ВБ в субботу, 21 апреля, приняли решение о докапитализации на $7,5 млрд МБРР и на $5,5 млрд IFC, эти средства организации получат в виде взносов акционеров. Кроме того, согласовано увеличение объявленного капитала МБРР на $52,6 млрд — это не деньги, а гарантии того, что акционеры будут участвовать в спасении банка, если он не сможет выполнять свои обязательства. Менеджмент банка ожидает, что совокупный объем финансирования группы достигнет $100 млрд в год в период с 2019 по 2030 год, что позволит «усилить возможности институтов, борющихся с бедностью в мире», в частности, в районах, которым больше всего необходима помощь, отметили в ВБ.

По словам российского чиновника, РФ отказалась участвовать в пополнении средств группы ВБ из-за несогласия со схемой их перераспределения. «Мы не очень солидарны с тем, что IDA (входит в группу ВБ.— “Ъ”) поддерживается на плаву за счет прибыли, которую получает банк, а прибыль банка получается за счет самых нуждающихся акционеров — заемщиков. Какая-то рециркуляция очень странная»,— сказал замминистра.

IDA (International Development Association, Международная ассоциация развития) входит в группу ВБ, как и МБРР и IFC. Организация изначально нацелена на инфраструктурную помощь беднейшим странам (с ВВП менее $1,2 тыс. на душу населения — или выше, если они не могут получить кредит МБРР) за счет добровольных пожертвований стран-участниц (ключевые среди них — основные акционеры Всемирного банка, страны G7). Однако согласно решению о докапитализации МБРР, $4,5 млрд из полученных $7,5 млрд в течение трех лет будут переданы IDA и только $3 млрд пойдут на нужды самого банка. Именно с этим не согласилась Россия: «Мы считаем, что если уж такие большие развитые государства решают заниматься официальным содействием развитию — то есть ближайшее пополнение капитала IDA, давайте через этот механизм»,— пояснил господин Сторчак. По его словам, предложение России отказаться от трансфертов в IDA из капитала МБРР поддержано не было. «Наша позиция сводилась к тому, что банк есть банк и надо, чтобы у банка была мощная капитальная база, которая и позволит ему решать крупные задачи»,— сказал чиновник, отметив, что если практика трансфертов IDA из МБРР сохранится, через пять лет банк окажется в такой же ситуации с уровнем капитала, как сейчас.

Еще одним ключевым решением, одобренным комитетом, по словам господина Сторчака, стало изменение кредитной политики самого МБРР. «Будет принята специальная формула, которая будет давать верхние лимиты объемов кредитования, на которые может рассчитывать каждая страна. Эта формула предполагает достаточно сильную градацию, вводится не единый подход ко всем странам, а в большей степени индивидуальный». В первую очередь кредиты МБРР будут предоставляться нижнему сегменту стран со средним уровнем дохода по классификации ВБ (от $1006 до $3955 на душу населения в год). По словам директора департамента международных финансовых отношений Минфина Андрея Бокарева, эта политика опасна перекосами, так как придется сокращать реализацию проектов в странах, за счет которых Всемирный банк зарабатывает прибыль. «Чем больше будет этот перекос, тем больше у банка будет проблем. Во-первых, их кредитовать нужно по меньшей ставке, во-вторых, есть риски дефолта и списания»,— пояснил он.

Еще одна причина отказа РФ вносить средства в международные организации состоит в том, что после 2014 года в связи с присоединением Крыма ВБ не финансирует новые проекты в стране, выделяя деньги только на завершение старых,— и хотя и до этого момента банк постепенно сворачивал активность в РФ по мере ее экономического восстановления, на средства IFC могли бы рассчитывать частные заемщики. «История с запретом действий Всемирного банка на территории РФ известна. В этих условиях как мы можем агитировать руководство страны идти в парламент с бюджетом или с ратификацией, что мы присоединяемся к пополнению капитала?» — пояснил господин Сторчак.

IFC, согласно решению акционеров ВБ, делиться с IDA прибылью не будет, но также должна нарастить свою долю участия в странах с низким уровнем дохода (low-income, со средним уровнем дохода на душу населения до $1005 в год). По словам Сергея Сторчака, доля таких стран в кредитном портфеле корпорации составляет 26%, к 2030 году она должна увеличиться до 40% — что вызывает у Минфина те же возражения.

Из-за отказа доля России (сейчас ей принадлежит 3,82% голосов в IFC и 2,79% в МБРР) будет размыта, рассказал вчера информагентствам замглавы Минфина Сергей Сторчак. США же сохранят блокирующий пакет в ВБ — для этого принято решение о том, что «блокирующими» будут считаться не 20%, а 15% голосов.

Олег Сапожков