Миру грозит дефицит и дороговизна товаров по мере того, как кризис глобальной цепочки поставок продолжает ухудшаться: нехватка компьютерных чипов, огромная загруженность портов, серьезное отсутствие водителей грузовиков. Хрупкие мировые цепочки поставок испытывают крайний стресс, который сказывает на потребителях.

Кошмар цепочки поставок взвинчивает цены для потребителей и замедляет восстановление мировой экономики, констатирует CNN. К сожалению, компания Moody's Analytics предупреждает, что сбои в цепочке поставок «усугубятся, прежде чем они исправятся».

«По мере того, как восстановление мировой экономики продолжает набирать обороты, становится все более очевидным то, как его будут тормозить сбои в цепочке поставок, которые теперь проявляются на каждом углу», - утверждает агентство Moody's в своем докладе в понедельник.

Действительно, во вторник МВФ понизил свой прогноз роста в США на 2021 год на один процентный пункт, что стало максимальным показателем для любой экономики «Большой семерки» (G7). МВФ сослался на сбои в цепочке поставок и снижение потребления, что само по себе частично было вызвано узкими местами в цепочке поставок, такими как отсутствие новых автомобилей на фоне нехватки компьютерных чипов.

«Пограничный контроль и ограничения мобильности, отсутствие глобального вакцинного пропуска и сдерживаемый спрос из-за внутренних проблем объединились в идеальный шторм, когда глобальное производство будет затруднено из-за несвоевременных поставок, затраты и цены вырастут и в результате рост ВВП во всем мире не будет таким сильным», - говорится в отчете Moody's.

Агентство Moody's заявило, что «самым слабым звеном» может быть нехватка водителей грузовиков - проблема, которая способствовала скоплению грузов в портах и ​​вызвала исчерпание заправочных станций в Великобритании. К сожалению, эксперты Moody's предупредили, что впереди маячат «темные тучи», потому что несколько факторов делают преодоление ограничений предложения особенно сложной задачей.

Во-первых, фирма указала на различия в том, как страны борются с пандемией коронавируса: например, Китай стремится к нулевым случаям, в то время как Соединенные Штаты «более склонны жить с COVID-19 как с эндемическим заболеванием».

«Это представляет собой серьезную проблему для гармонизации правил и положений, в соответствии с которыми транспортные рабочие перемещаются в порты и узлы по всему миру и из них», - пишут аналитики.

Во-вторых, Moody's сослалось на отсутствие «согласованных глобальных усилий по обеспечению бесперебойной работы» всемирной логистической и транспортной сети.

Другие эксперты гораздо более оптимистичны в отношении перспектив цепочки поставок. Генеральный директор JPMorgan Chase Джейми Даймон заявил в понедельник, что эти сбой в цепочке поставок быстро исчезнут. «В следующем году это вообще не будет проблемой, - сказал Даймон на конференции, проведенной Институтом международных финансов, сообщает CNBC. – Это худшая его часть. Я думаю, что великие рыночные системы будут адаптироваться к этому, как и компании».

Между тем, как пишет китайское издание Global Times, хотя Китай сталкивается с перебоями в глобальной цепочке поставок, он, по мнению экспертов, сохраняет устойчивость.

Поскольку МВФ предупредил о «более длительных, чем ожидалось» сбоях в глобальных цепочках поставок, вызванных COVID-19, и снизил прогноз роста мировой экономики, растет озабоченность по поводу серьезности мировой проблемы и ее потенциально серьезного давления на мировую торговлю. и экономический рост, когда страны изо всех сил пытаются найти решение.

Как самая большая торговая страна в мире, Китай также сталкивается с рядом проблем, вызванных нарушением цепочек поставок; тем не менее, его экономика остается очень устойчивой, и правительство активно решает проблемы, сообщили Global Times в среду китайские компании и аналитики.

МВФ заявил во вторник, что помимо недавнего роста цен на энергоносители и сырьевые товары, инвесторы подчеркнули возможность того, что сбои в цепочке поставок и нехватка рабочей силы и материалов могут быть более постоянными, чем предполагалось в настоящее время. Международный валютный фонд немного снизил свой прогноз роста мирового ВВП в этом году до 5,9 процента.

«Вспышки пандемии в важнейших звеньях глобальных цепочек поставок привели к более длительным, чем ожидалось, перебоям в поставках», - пишет Гита Гопинатх, главный экономист МВФ, предупреждая об увеличении рисков.

Китайский бизнес, включая фабрики и торговцев, также испытывает на себе тяжесть сбоев в глобальной цепочке поставок в дополнение к другим проблемам, включая ограничения мощности и рост цен на сырье, отмечает Global Times.

В индустрии бытовой техники, например, большинство заводов подписали однолетние контракты, и теперь они отказываются от новых заказов перед лицом беспрецедентного давления из-за неспособности переварить растущие затраты на сырье, - рассказывает Хун Шибин, заместитель исполнительного директора маркетинговый комитет Китайской ассоциации бытовой электротехники.

«Затраты на сырье увеличились как минимум на 30 процентов в этом году, что затрудняет получение прибыли владельцами заводов, подписавших долгосрочные контракты с иностранными клиентами», - сказал Хун.

Другие проблемы, такие как загруженность портов за границей, также создают проблемы для заводов и торговцев, поскольку они не могут вовремя доставлять заказы клиентам по всему миру или сталкиваются с заоблачной скоростью доставки.

В последнее время из-за заторов в некоторых портах США обострилась нехватка контейнеров и выросли фрахтовые ставки, и некоторые порты обратились к китайским компаниям за решениями. Одним из недавних случаев был порт Балтимор в американском штате Мэриленд, который заказал четыре контейнерных крана Neo-Panamax, произведенных китайским производителем портового оборудования Shanghai Zhenhua Heavy Industries Co.

По сообщениям СМИ, продолжающаяся пандемия в некоторых странах Юго-Восточной Азии также нарушила производство некоторых многонациональных компаний, таких как Foxconn, и вынудила их вернуть часть своей работы в континентальный Китай, чтобы обеспечить бесперебойное и безопасное производство.

Например, хотя крупные внутренние верфи видели увеличение заказов в последние месяцы, они испытывают растущее давление с точки зрения прибыли. По данным Китайской ассоциации национальной судостроительной отрасли, с января по сентябрь новые заказы на суда достигли 54,156 миллиона тонн, что на 223,3 процента больше, чем в прошлом году.

Железная руда - один из примеров. Резкий рост цен на железную руду начался в ноябре прошлого года, вызванный коллективным повышением цен на сырьевые товары из-за смягчения мировой денежно-кредитной политики и иррациональных международных ценовых механизмов, которые благоприятствуют отраслевым монополистам, даже несмотря на то, что Китай является основным потребителем железной руды.

Однако китайские официальные лица быстро предприняли шаги по решению этих проблем, включая рост цен на сырьевые товары и нехватку электроэнергии. Например, недавно Китай предпринял шаги по увеличению добычи и импорта угля, чтобы уменьшить дефицит электроэнергии. По мнению экспертов, что еще более важно, китайская экономика остается очень устойчивой перед лицом вызовов.

Приостановка поставок в некоторых странах развивающегося производственного центра Юго-Восточной Азии из-за пандемии и сбоев в глобальной цепочке поставок подчеркнула устойчивость и надежность цепочки поставок Китая, говорит Ван Цзюнь, главный экономист Zhongyuan Bank.

Отражая такую ​​устойчивость, китайские официальные данные показали в среду, что экспорт Китая вырос на 28,1 процента в сентябре по сравнению с предыдущим годом, что на 3,9 процентных пункта больше, чем в августе, что значительно превзошло ожидания рынка, несмотря на проблемы.

«Китай преодолел свои недостатки в цепочке поставок за последние два-три десятилетия и построил всеобъемлющую и стабильную цепочку, которая сегодня является источником энергии для всего мира», которая не была подорвана сбоями, вызванными COVID-19, Цао Хэпин, экономист в Пекинском университете, сообщил Global Times в среду, отметив, что Китай фактически укрепил свою решающую роль в глобальной цепочке поставок во время пандемии.

Авторы: АНДРЕЙ ЯШЛАВСКИЙ