Вчера на бюджетном совещании правительству не удалось сформировать базовые параметры бюджета на 2010 год. Министерствам предложено продолжить работу по программе сокращения госрасходов, менеджменту госбанков — вернуться из отпусков для запуска кредитования под госгарантии, Минфину и его коллегам — рассмотреть возможности индексации налогов и сборов с 2010 года. К концу июля бюджет должен быть готов в общих чертах: к этому времени предстоит решить вопрос о росте налогов и сборов, в первую очередь с "Газпрома" и нефтяников.

Вчерашнее заседание президиума правительства по решению премьера Владимира Путина было заменено на бюджетное совещание. Основной состав участников почти не поменялся — к членам президиума присоединились председатель ЦБ Сергей Игнатьев, советник президента Аркадий Дворкович и руководители Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, Россельхозбанка и ВЭБа. В более широком составе перед совещанием у премьера руководители ведомств и банкиры собрались у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Череда бюджетных совещаний в Белом доме не первая попытка правительства определиться с количественными показателями бюджета-2010. Последний раз Владимир Путин проводил подобное совещание 15 июня — официально объявленным результатом стало подтверждение сроков переноса работы над бюджетом на осень 2009 года.

По итогам вчерашнего обсуждения вице-премьер Алексей Кудрин констатировал: правительство по-прежнему не определилось с основными параметрами бюджета, их рассмотрение перенесено на 22-24 июля. Отправлена на доработку и рабочая версия прогноза Минэкономики (см. статью на этой же странице). "Это было, по сути, промежуточное совещание",— заявил вице-премьер Алексей Кудрин.

Обсуждение, впрочем, и не могло завершиться объявлением цифр: бюджетный процесс изменил логику. Неофициально в Белом доме говорят об отказе от работы по схеме, предписанной Бюджетным кодексом. Кодекс предусматривает формирование бюджета "от общего к частному": правительство определяется с прогнозом на следующий год, на его основе рассчитывает общие доходные и расходные показатели, затем определяются приоритеты финансирования. На этот раз руководителям министерств и ведомств рекомендовано представить соображения о сокращении расходов, не ориентируясь на общую бюджетную картину. По сведениям источников "Ъ" в правительстве, цифры прогнозных доходов бюджета на 2010-2012 годы, подготовленные Минфином, известны лишь премьер-министру и вице-премьерам. Такой подход в правительстве объясняют нежеланием "будоражить лоббистов в условиях очень большого сокращения бюджетных расходов".

Сокращения ожидаются более жесткими, чем в 2009 году. Так, Владимир Путин вчера предложил в 2010 году вообще не начинать новых строительных проектов, основанных на госфинансировании. Здесь базовая проблема даже не в госинвестициях: большая часть госинвестпроектов основана на софинансировании и мультипликации эффекта от госвливаний частными инвестициями. Последние уже с 2009 года тормозятся сокращением кредитования банками. Вызванным вчера руководителям госбанков, которые ранее к подготовке бюджета почти не привлекались, Владимир Путин приказал отменить летние отпуска. Поставлена задача увеличить кредитный портфель до 1 сентября на 300 млрд руб. и до 1 октября — на 400-500 млрд руб. Вице-премьеру Игорю Шувалову указано докладывать премьеру о том, как работает механизм госгарантий. Белый дом по-прежнему ставит именно на них, и в выходные Владимир Путин обсуждал кредитование во втором полугодии с главой ЦБ Сергеем Игнатьевым.

Премьер-министр обозначил еще одну важную тему совещаний 30 июня: правительство рассматривает возможность увеличения доходов государства, в том числе налоговых. Напомним, в Госдуме уже находится законопроект, разрешающий бюджетам всех уровней осенью 2009 года, вопреки ограничениям Бюджетного кодекса, изменять с 1 января 2010 года ставки налогов и сборов. Владимир Путин говорил вчера о необходимости повышения собираемости налогов Федеральной налоговой службой. Об изменении налогов, впрочем, пока речи не шло, но премьер призвал Белый дом проанализировать ставки отдельных "платежей и сборов", которые "не индексировались несколько лет" и "функции по финобеспечению деятельности государства уже не выполняют".

Алексей Кудрин уже вчера назвал основные сборы, которые могут быть повышены: НДПИ и экспортные пошлины на газ, акцизы на топливо, табак, алкоголь и пиво. В этой связи понятно, почему вчера решение о базовых параметрах бюджета не было принято. Оно невозможно без обсуждения параметров экономики "Газпрома" на 2010 год: он и нефтяные компании с их относительно низким налогообложением на внутреннем рынке топлива остались главным резервом Белого дома по доходам-2010.

КоммерсантЪ