Финансовые проявления пандемии весьма разнообразны и зачастую неожиданны. Очередным сюрпризом стала информация Центробанка о том, что россияне массово отказываются от банковских карт. Статистика регулятора свидетельствует: число действующих карт во II квартале 2020 года сократилось на 4,5 млн. Это рекордное за последние пять лет падение их количества.

В предыдущий раз подобное снижение числа карт, согласно данным ЦБ, фиксировалось в кризисном 2015 году: тогда их стало меньше на 4 млн за один квартал. Что же касается дня сегодняшнего, то на руках у россиян находится 190,3 млн карточек. Кстати, в апреле–июне 2020-го их было выпущено банками полмиллиона. По оценкам регулятора, это очень мало и никак не компенсирует массовый отказ от данного финансового инструмента.

Как полагает Алексей Киричек, вице-президент госбанка ВТБ, сокращение объемов эмиссии карт во II квартале не следует считать устойчивым трендом. Скорее стоит говорить о влиянии массы факторов пандемии: закрытые отделения банков, неработающие магазины, приостановка деятельности сферы услуг. Естественно, имело место масштабное сокращение точек использования карт. «В условиях закрытых отделений и невозможности выдавать перевыпускаемые по сроку зарплатные карты на предприятиях банки продлевали сроки их использования. Но эмитировать карты новым клиентам, разумеется, в это период было сложно», — поясняет банкир.

Однако независимые эксперты не сводят удручающую статистику к одним лишь каверзам пандемии. Генеральный директор бюро кредитных историй «Эквифакс» Олег Лагуткин объясняет случившееся перенасыщение рынка: по его оценкам, в среднем на одного трудоспособного гражданина страны приходится почти три карты, причем только одна из них — основная, «рабочая», а остальные заведены «на всякий случай». Поэтому получать новые карты у потребителей нет необходимости. Более того, самоизоляция дала возможность многим навести порядок в своем «карточном» хозяйстве и избавиться от явного балласта.

По мнению экспертов, россияне стали лучше понимать бессмысленность хранения большого числа банковских карт. Помимо прочего, указывает инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин, это невыгодно чисто финансово, поскольку за обслуживание по каждой карте банки взимают комиссию. Пусть и сравнительно небольшую, но на фоне масштабного падения доходов населения в пандемию (на 8%, согласно Росстату) даже несколько сотен сэкономленных рублей для многих приобретают ценность. К тому же если раньше люди заводили по нескольку карт ради кэшбека (возможности со скидками покупать товары в разных сетевых магазинах), то теперь крупные банки стали заметно сокращать программы лояльности.

«Рост наличности на руках у населения во время изоляции вряд ли оказал влияние на количество карт: это мало связанные между собой вещи. Отметим, что дистанционные сервисы, например по доставке продуктов, как правило, принимают оплату картами. Просто люди все чаще используют для этого какую-то одну или две карты, а не пять-семь, поскольку это бессмысленно и труднее контролировать расходы», — полагает Бахтин.

В принципе, сокращение оборота физического пластика — закономерное явление в условиях карантина, утверждает аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. «Большинство отделений банков было либо закрыто, либо работало по сокращенному графику. При этом у ранее выпущенных карт истекали сроки обращения, и граждане просто не могли их перевыпустить. Впрочем, многие явно и не захотели этого делать. Кризис дал гражданам прекрасную возможность попробовать бесконтактные цифровые карты, а также поэкспериментировать с их записью на смартфон. То есть сложилось сразу два тренда: благодаря кризису «отвалилась» часть ненужных карт, которые ранее россияне носили в кошельках про запас, и в то же время ускорился переход на виртуальные носители», — считает эксперт.

Авторы: ИННА ДЕГОТЬКОВАДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ