Каждый второй россиянин принципиально не пользуется банковской картой. Даже если она у него есть

К такому выводу пришли эксперты Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Большинство граждан до сих пор используют пластик лишь по единственному назначению - чтобы снять наличные в банкомате. Что мешает расплачиваться картой в магазинах и в Интернете?

Бумажные лучше виртуальных

- В банкомат иду зарплату снимать, - встретилась мне на днях бывшая классная руководительница, живущая в Ивановской области. - Теперь нам всем деньги на карты перечисляют. Вот и приходится через полгорода ходить, чтобы было на что хлеба купить. У нас ни в одном магазине карты не принимают.

Чаще всего пластик россиянам дают на работе. Поэтому большинство владельцев карт - это зарплатные клиенты. По данным ЦБ, в России выпущено более 200 млн. карточек. Только за прошлый год их число выросло на 40%.

В то же время многие россияне до сих пор действуют по старинке. Как выяснили в НАФИ, подавляющее большинство граждан (83%) использует пластик для того, чтобы получить наличные в банкомате.

На это есть две причины, считают эксперты. Во-первых, далеко не все магазины и кафе принимают карты. Во-вторых, многие боятся, что потеряют свои деньги, потому что не понимают, как это работает.

При этом мелкие магазины в малых городах тоже можно понять. За так называемый «эквайринг» (установка терминалов и прием платежей) им приходится отстегивать банку приличную комиссию - 2 - 3% от суммы покупки. Естественно, коммерсант встает перед выбором: либо поднять на этот процент цены в магазине, либо отказаться от услуги. Тем более что в провинции новый сервис вряд ли принесет мелкому магазинчику дивиденды в виде новых клиентов.

«Коммуналку» удобнее платить по безналу

В крупных городах другая тенденция: доля покупок с помощью банковских карт год от года растет. Для сравнения: если в прошлом году, по данным НАФИ, людей, предпочитающих безналичные платежи, было 16%, то сейчас - 25%. Чем более дорогостоящая покупка, тем чаще люди используют безналичный расчет.

То же самое при оплате услуг ЖКХ и мобильной связи. Если в прошлом году этим сервисом пользовалось лишь 19% опрошенных, то сейчас 32%. Россияне оценили удобство. Во-первых, это быстро - не надо стоять в очередях в банке. Во-вторых, экономнее - в большинстве случаев за это не берут комиссию.

Социологи выявили еще одну интересную деталь. Каждый второй россиянин принципиально никогда не расплачивается картой. 27% ответили, что делают это лишь в том случае, если у них в кошельке нет наличных. И только 15% признались, что, наоборот, стараются расплачиваться картой постоянно. Как поясняют банкиры, это неспроста. Если при оплате картой у клиента копятся бонусы (премиальные мили для полетов, скидка на будущие покупки и т. п.), в этом случае процент использования карты растет в разы. У человека появляется денежная мотивация.



КСТАТИ

По данным социологов «Ромир», каждый седьмой россиянин имеет более 4 банковских карточек.

Если в Швеции на наличные приходится около 3% от оборота денег в стране, то в России - до 90%.

Как подсчитали американские психологи, если ходить на шопинг с банковской картой, то траты увеличиваются на 20%.