На сочинском инвестфоруме вице-премьер Аркадий Дворкович предложил уравнять ставки двух ведущих налогов: НДС (налог на добавленную стоимость) и НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Размер первого снизить на 3% (с 18% до 15%), второго, наоборот, повысить с 13% до 15%.

Далее Дворкович даже уточнил свою фискальную позицию. Он всегда был против НДС. И, воспользовавшись случаем (аудитория, как никогда была широка и представительна), вновь предложил заменить ненавистный фискальный сбор любимым им налогом с продаж, дабы освободить производителей от непомерного гнета, переложив его (хотя бы частично) на потребителей. А для того чтобы заделать дыру в бюджете от сокращения НДС (или даже его замены другим платежом), вице-премьер и выдвинул идею роста подоходного налога.

Что началось! Алексей Улюкаев, министр экономического развития, также в Сочи поспешил заявить, ничего подобного в правительстве не рассматривалось, не обсуждается и предлагаться не будет. Правда, он признал, что все-таки в кабинете министров спорят о том, можно ли ликвидировать льготную ставку НДС в 10%, которой облагается ряд социально значимых товаров.

Обескураженный Дворкович, в свою очередь, и сам и через своего пресс-секретаря Алию Самигуллину быстренько опроверг столь революционные предложения, сведя все к шутке или к общим теоретическим размышлениям.

Ничего себе шуточки! Такого уровня чиновники за словами следят. А то и должности можно лишиться. Это еще какой-нибудь председатель думского комитета может публично язвить об аппаратной судьбе органа управления молодежью — зачем он нужен, если ему деньги только на зарплату выделяют, а на проекты — 0?

А с налогами надо серьезнее. В 2005 году в правительстве Михаила Фрадкова развернулась нешутейная дискуссия о резком снижении ставки НДС с тогдашних 20% до 13%. НДС, как известно, налог не самый благоприятный для производителей, особенно в обрабатывающей промышленности. Там много переделов — и за каждую операцию приходится платить налог. С другой стороны, много и мошеннических операций с целью изъять из бюджета суммы по льготным НДС.

Высокая ставка НДС до сих пор остается одной из главных причин уверенного существования теневого сектора. В 2005 году советники Фрадкова, поддерживаемые, естественно, всеми предпринимательскими организациями, а особенно РСПП, полагали, что снижение НДС до 13% (Александр Шохин, президент РСПП, предлагал 12%) выведет промышленность из тени, а это существенно увеличит налогооблагаемую базу, и соответственно доходы бюджета в ближайшей перспективе только вырастут. Как это случилось с НДФЛ в 2001 году.

И главное. Российская промышленность благодаря только этой операции наконец слезет с сырьевой иглы. Может, так это и было бы. В те недалекие времена нефть удваивала цену ежегодно. Было время и ресурсы для налогового и бюджетного маневра. Но эту идею тогдашний министр финансов Алексей Кудрин торпедировал, пробив лишь 2%-ное снижение НДС. Остальное промышленники должны были получить через улучшение налогового администрирования. Но, видимо, этот подарок им показался всего лишь шуткой. И многие из них так из тени и не вышли. Возможно, им 12–13% было много. Закрытые опросы РСПП показывали, что большинство хотят не более 10%.

Сейчас бюджет находится на краю обрыва. Его секвестрируют на 5%. Тут не до снижения НДС. А НДФЛ трогать вообще нельзя — это чуть ли не единственное реальное завоевание власти за все путинское время. Но я уверен, что Дворкович все же не шутил. Не зря же он упоминал то 2015, то 2016 год. Так что время снижения ставки НДС еще придет. Деваться некуда. Игла жжет.

Константин Смирнов