Россия за 20 лет, по планам правительства, должна увеличить ежегодную добычу газа примерно на 50 процентов – до 1 триллиона кубометров. Эксперты соглашаются, что страна обладает необходимыми для этого ресурсами, но сомневаются в способности "Газпрома" найти покупателей на такие объемы топлива.

В российском правительстве рассмотрен проект Генеральной схемы развития национальной газовой отрасли, предусматривающий увеличение добычи природного газа с прогнозируемых в 2010 году 650 миллиардов кубометров – до 1 триллиона кубометров в 2030 году. Как заявил премьер-министр Владимир Путин, столь значительное увеличение добычи необходимо для гарантированного и устойчивого снабжения российских потребителей и расширения присутствия страны на мировых газовых рынках. Все возможности нарастить добычу газа в 1,5 раза за двадцать лет у России есть, уверен премьер.

Независимые эксперты в своих прогнозах не столь категоричны. Партнер и аналитик компании RusEnergy Михаил Крутихин, например, отмечает, что российским производителям газа, прежде всего, "Газпрому" для достижения запланированного результата на практике надо будет увеличить добычу более чем в 2 раза:

– Требуется не просто нарастить добычу за счет нового газа, но еще и компенсировать падение добычи на старых месторождениях. За 20 лет падение добычи на них составит почти 410 миллиардов кубометров. Значит, этот объем надо прибавить к запланированному росту новой добычи. Получается, что добычу надо будет увеличить на 760-820 миллиардов кубометров в год, то есть нарастить объемы добываемого газа более чем в 2 раза.

Но нужно посмотреть, сколько газа способны дать месторождения страны через 20 лет. Я изучал цифры "Газпрома", считал по всем месторождениям. При самом оптимистичном прогнозе добычи у меня выходило, что за счет новых месторождений "Газпрома" можно увеличить добычу на 742 миллиарда кубометров в год. Таким образом, необходимый прирост, чтобы добывать 1 триллион кубометров, не достигается. Кроме того, все эти новые месторождения выйдут на пиковые объемы добычи намного позже 2030 года.

В Генеральной схеме очень оптимистично говорится о том, что у России будут покупать сжиженный природный газ, будет расти потребление газа в Европе, газ будут поставлять в Китай, будет расти внутреннее потребление. Однако там нет одного очень важного фактора – цены на этот газ. Так, один китайский чиновник заявил, что его страна не готова покупать газ, который ей навязывает "Газпром", по 300 долларов за тысячу кубометров, когда его можно покупать в Средней Азии меньше чем за 200 долларов. Себестоимость нового газа, который пойдет в Европу с полуострова Ямал по новым трубам, составит примерно 200 долларов за тысячу кубометров. Но газ из Катара в Европу может поставляться примерно за 120-160 долларов. Таким образом, российский газ не выдерживает конкуренции.

Сейчас существует как бы три "Газпрома". Десятки тысяч людей, которые пытаются эту махину своим трудом удержать на плаву, – это первый "Газпром". Второй – это группа коррумпированных корыстных чиновников, которые распиливают газпромовский бюджет. По моим оценкам, примерно 60, а то и больше процентов этого бюджета уходит в чьи-то карманы. Третий "Газпром" – это абсолютно не связанная с реальностью группа пропагандистов, которая выдает публике нереальные цифры. Вероятно, задача этой группы – "крышевание" второй группы, причем они обе при этом паразитируют на первой. Каким образом эту схему разбить? Здесь, на мой взгляд, нужна какая-то революция, но возможностей для нее я пока не вижу, - говорит Крутихин.

Старший аналитик инвестиционной финансовой компании "Метрополь" Александр Назаров, вообще, считает не имеющими смысла такие долгосрочные прогнозы добычи газа в России, особенно с учетом произошедших изменений на этом рынке в последнее время. Тем не менее, он уверен, что потенциал для увеличения добычи до 1 триллиона кубометров у страны все-таки есть:

– Можем ли мы теоретически добиться добычи 1 триллиона кубометров газа в год? Да, конечно, можем: ресурсов в России достаточно. Недаром "Газпром" является крупнейшей в мире нефтегазовой компанией по объему запасов. Россия – номер один в мире по объему доказанных запасов газа и пока номер один по его добыче и экспорту. Другое дело, что стоимость добычи газа на эксплуатируемых в России месторождениях при той цене на топливо, которая сложилась в 2010 году, вряд ли позволит добывать 1 триллион кубометров и продавать его с прибылью. На данный момент такой объем добычи может быть только убыточным.

В краткосрочной перспективе места для нового российского газа на мировом рынке пока не видно. Причем я говорю не только о старых и не особо растущих рынках Северной Америки и Европы, но и об Азиатском регионе, прежде всего, Китае, у которого уже есть другие поставщики. Поэтому в течение 3-5 лет даже нынешние объемы, добываемого в России газа, могут оказаться избыточными.

Пока мировые газовые рынки – это рынки покупателя. Излишние газодобывающие мощности сейчас измеряются не долями процента, а процентами. По моим расчетам, предложение газа превышает спрос во всем мире на 5-7 процентов. Чтобы газовый рынок вновь стал рынком продавца, нужен серьезный рост потребления газа. Учитывая темпы роста мировой экономики, которые еще достаточно низки, думаю, что время изменений на газовом рынке в сторону, выгодную для "Газпрома", может настать только после 2015 года.

Иван Трефилов