Нужно ли прямо сейчас бежать сломя голову в магазины за солью, спичками, гречкой, магнитолой «Грюндиг» и холодильником «Розенлев»? Нет, категорически нет, утверждают эксперты. Конечно, по некоторым прогнозам, на фоне ослабления рубля зарубежные и отечественные товары могут подорожать в диапазоне 10–35%. Но не в ближайшие дни. Есть масса объективных обстоятельств, препятствующих росту цен. Например, тот, что склады сетевых маркетов буквально затоварены нереализованной продукцией, а россияне, с их невысокой покупательной способностью, явно не спешат избавляться от «лишних» денег.

Сегодня Россия зависит от импорта в меньшей степени, чем до 2014 года, — спасибо санкциям! По данным Росстата, в 2019 году доля иностранных непродовольственных товаров на ее розничном рынке в среднем составляла около 36%. А на привозные продукты приходится не больше 21%.

В любом случае проводить параллели с событиями недавнего прошлого смысла нет. По итогам 2015 года, после двукратной девальвации рубля в декабре 2014-го, продовольственные цены выросли в среднем на 15%, и для населения это было по-настоящему болезненно. В 2018 году отечественная валюта подешевела с 55 рублей до 70 рублей за доллар — из-за жестких американских санкций и угрозы введения новых. Но уже тогда продукты подорожали лишь на 4,7%, свидетельствует статистика. Сейчас, во многом благодаря политике импортозамещения, базовые категории продовольственных товаров — хлеб, мясо, молоко — почти на 100% производятся в России. Высокая зависимость от импорта сохраняется, в частности, по томатам: до 50% этих овощей ввозится из-за рубежа, главным образом из Турции, Египта, Марокко, Азербайджана и Узбекистана.

«Конечно, из-за контрсанкций доля импортного продовольствия на нашем рынке заметно снизилась, — говорит председатель правления «Международной конфедерации обществ потребителей» (КонфОП) Дмитрий Янин. — Но даже поставки из Китая, Армении, Таджикистана, Сербии и других стран, которые заменили нам европейских производителей, привязаны к доллару, а не к российской валюте. Так что продукты вырастут в цене в горизонте трех месяцев: эта динамика будет отставать от темпов ослабления рубля. Насколько — сказать сложно».

В сегменте бытовой техники и электроники доля импорта в совокупном объеме продаж достаточно велика — превышает 40–45%, а на рынке смартфонов достигает 80–90%. И что касается импортной электроники, бытовой техники, а также их комплектующих, производимых за пределами РФ, то, по оценке Янина, следует ждать подорожания процентов на 10 в течение месяца.

«Между динамикой курса национальной валюты и уровнем потребительских цен существует прямая связь, — напоминает инвестиционный менеджер «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. — Ослабление рубля на 10% означает рост инфляции примерно на 0,5–0,8 процентных пункта. Важно то, что инфляция в России давно и планомерно таргетируется. Сейчас она низкая, равно как инфляционные ожидания населения. И вряд ли мы увидим какое-то радикальное падение покупательной способности граждан, как в 2014–2016 годах».

Такое состояние покупательной способности объективно играет на замедление инфляции. Чем меньше спрос, тем меньше у продавцов стимулов повышать цены, отмечает Нигматуллин. Кроме того, часть бытовой техники, в частности, холодильников, стиральных машин, электроплит, производится в нашей стране: есть множество брендов, которые имеют заводы в РФ. Им повышать цены будет затруднительно, скорее они пойдут на сокращение выпускаемого ассортимента. Таким образом, производители примут удар на себя за счет сознательного уменьшения своей маржи.

Техника и электроника могут подорожать на 10–12%. Но скорее не из-за нынешней ситуации с рублем, а из-за перебоев с поставками товаров из Китая, где прекратили работу многие предприятия, полагает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. При этом, по ее словам, нужно помнить, что ни телевизоры, ни холодильники не исчезнут из магазинов, а ценовые колебания сгладятся тогда, когда спадут эмоции. Не стоит поэтому поддаваться сейчас общему неврозу, а с крупными покупками лучше подождать. Формируя цены, производители и продавцы учитывают низкие доходы и покупательную способность россиян, влияющие на конечный спрос.

Рост потребительских цен будут сдерживать как минимум два фактора, говорит старший аналитик «Финам» Сергей Дроздов. Во-первых, немало качественной электроники производится на территории России. Во-вторых, сейчас у крупных торговых сетей остается на складах продукция, привязанная к прежнему курсу рубля. Товары из следующих поставок будут стоить дороже. Чтобы не отпугнуть потребителей, ритейлеры стараются договориться с поставщиками насчет оптимальных цен, которые в противном случае не отличались бы от цен в мелких частных лавочках.

Георгий Степанов