Знаменитый французский режиссер, чей новый фильм «Финишная прямая» идет сейчас в кинотеатрах, побеседовал с нашим кинообозревателем

Названия всех своих фильмов Варнье произносит по-русски, практически без акцента. Лет пятнадцать назад он собирался снимать вестерн в Средней Азии - комедию о распаде СССР. В 1999 году поставил знаменитый фильм «Восток - Запад», где рядом с Сандрин Боннер и Катрин Денев блистали Олег Меньшиков, Сергей Бодров, Татьяна Догилева... Так русскому и научился. В его новой работе - спортивной драме «Финишная прямая» - русских, впрочем, не водится. А действует, наоборот, выпущенная из тюрьмы алжирка с трудной судьбой. Она становится поводырем юноши-бегуна, потерявшего зрение в автокатастрофе.

- Вас всегда привлекали экстремальные ситуации, экстраординарные персонажи. Обычные люди, обычная жизнь совсем вас не интересует?

- Думаю, что и в обычной жизни полно драм и трагедий, они разворачиваются перед нашими глазами, надо только уметь их увидеть. Если посмотреть все мои фильмы, то в них можно найти один общий мотив - это мотив закрытости. Мои герои часто бывают замкнуты, заперты - либо физически, как в фильме «Восток - Запад», либо ментально, как во «Французской женщине», чья героиня живет в своем выдуманном мире, из которого не может вырваться. То же самое и со слепым бегуном, отчаянно борющимся за свободу от обстоятельств, изо всех сил пытающимся вырваться из окружающей его темноты. То же было, в сущности, и в «Индокитае» - там приемная дочь-вьетнамка поднимала бунт против своей французской матери, в то время как весь Вьетнам бунтовал против французской власти. Я могу снимать исторические или очень интимные картины, но они всегда поднимают одну и ту же тему, ставят один вопрос.

- Несколько лет назад вы потрясли меня сообщением о том, что не хотите, чтобы ваши фильмы плохо заканчивались. Теперь в вашем кино сплошной хеппи-энд?

- Я пришел к этому после своего второго фильма. Концовка там была очень мрачной: ни света, ни надежды. Не могу сказать, что я пришел к этой идее в результате какого-то осознанного решения, просто мало-помалу начал осознавать, что могу погрузить свою публику в самое драматическое, тяжкое, печальное, даже трагическое состояние и в то же время дать ей в конце немного света. Фактически я считаю это своей моральной ответственностью. Трагедия не существует для меня ради самой трагедии. Должен быть прорыв во что-то большее!

- Хеппи-энд «Финишной прямой» может показаться чересчур уж рискованным: слепой герой выигрывает не только чемпионат по бегу, но и любовь девушки-поводыря...

- Но все-таки остается слепым! И хотя он никогда не прозреет, теперь его ждет совсем другая жизнь! А девушка сидела в тюрьме, лишенная любви и дружбы, но потихоньку обрела их. Финал картины говорит о том, что у этих героев может быть будущее, хотя и сомнение тоже есть... Многие зрители упрекают меня в том, что я недостаточно ясно дал понять, что герои теперь будут вместе, что поцелуй в диафрагму вышел каким-то слишком невинным. Но героиня улыбается в финале, и становится ясно, что она говорит этой любви «да». И этого вполне достаточно, ведь герои прошли длинный путь, пережили огромную эволюцию!

- После съемок фильма «Восток - Запад», действие которого происходило в России, вы отправились делать кино в Африку. Где было сложнее?

- Работать в Африке очень непросто. На этом континенте можно купить билет на самолет и не знать, существует ли такой рейс в реальности и когда ты улетишь домой, сегодня или через неделю. Но все же сложнее мне было работать в России. Хотя «Восток - Запад» в основном снимался на Украине и в Болгарии. Прежде всего, конечно, погода. Мы снимали зимой, и было ужасно холодно! Но главное, ваша страна находилась тогда в депрессии - люди были лишены привычных духовных ценностей, экономика лежала в руинах... В глазах у людей не было надежды. Столкнуться с этим было очень страшно - все равно что увидеть своими глазами крушение античного мира. Жить в такой разрухе в течение четырех или пяти месяцев было очень непросто. Единственное, что внушало надежду, - это молодые ребята, работавшие на нашей картине. Они знали иностранные языки, в их глазах не было тоски, они символизировали для меня новый мир, пришедший на смену разрушенному старому. Таким человеком был для меня Сергей Бодров-младший, сыгравший в «Востоке - Западе» одну из главных ролей. Непосредственный, доверчивый парень, он стремился всему научиться, все узнать. Я оплакиваю его безвременный уход.

- Вы работали с актерами разных национальностей - французскими, азиатскими, английскими, русскими, африканскими, даже с пигмеями... Чем российские актеры отличаются от других?

- В России живут очень щедрые люди! Не знаю, как сейчас, но в советские и перестроечные времена русские не производили впечатления веселых, жизнерадостных людей. На улицах по преимуществу я видел мрачные лица. Но стоило войти в дом - и меня встречали там совершенно другие люди! Теплые, дружелюбные и щедрые. Актеры - не исключение. Такой щедрости я никогда встречал. Они как дети, любят играть и стремятся отдать режиссеру все, показать все, на что они способны! По этой причине они иногда начинают переигрывать, и их приходится останавливать. Англичане, наоборот, работают очень точно. Они ужасно дисциплинированны, всегда знают не только свои реплики, но даже и реплики партнеров! Знают всю свою роль, а не только сцену, в которой сейчас снимаются...

- Каким будет ваш следующий фильм?

- О! Этот проект будет для меня самым простым и легким! (Смеется.) Я буду снимать в Камбодже про красных кхмеров и арестованного ими француза. Представляете, его бросили в лагерь и обвинили в том, что он шпион ЦРУ! В центре истории - очень откровенные и страстные взаимоотношения главного героя с лидером этой страны, который догадывается, что тот невиновен. Кто будет играть главную роль, я пока не знаю. Мы все еще пишем сценарий, до кастинга еще далеко.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Режис ВАРНЬЕ родился 18 апреля 1948 года в городке Мец. Изучал классическую литературу, но оставил это занятие ради кино. Был ассистентом режиссера, дебютировал в кино в 1986 году фильмом «Женщина моей жизни». С тех пор каждый его новый фильм становится международным событием, а «Индокитай» с Катрин Денев удостоился в 1992 году премии «Оскар».

5 лучших фильмов Варнье:

«Я был хозяин замка»

«Индокитай»

«Французская женщина»

«Восток - Запад»

«Человек человеку»