Мировая пандемия сделала необходимым перевод многих компаний на дистанционную работу. Работодатели требуют от подчиненных делиться геопозицией, делать селфи у ноутбука и оплачивать штрафы за поздний выход в онлайн. Как бизнес способен жестоко контролировать своих сотрудников и как не перегнуть палку, похоронив собственный бизнес?

В феврале 300 млн китайцев перестали ходить на работу. В марте 10 млн американцев потеряли свои должности — это больше, чем во время кризиса 2007-2009 годов. В Азии, Европе и США отложено или отменено несколько сотен значимых мероприятий, в том числе выставки и конференции. После «нерабочего месяца» в России могут закрыться до 40% предприятий.

Суровая китайская реальность

Законопослушность китайского гражданина и его поведение в интернете давно регулируются государством и компаниями, которые с ним сотрудничают. Политический фильтр сети называют «Великой китайской интернет-стеной» — Great Firewall. За последние пять-шесть лет Китай развил «систему социального рейтинга» — оценку граждан и организаций по разным параметрам. Их собирают и анализируют системы умного видеонаблюдения. Партийная философия КНР продвигает особое отношение к труду, частной и общественной жизни человека. Правительству нужны прозрачность и контроль.

Сегодня объем рынка решений для дистанционной работы в Китае составляет $4,8 млрд. К концу 2020 года он ожидаемо вырастет на 30% — $5,31 млрд. За время пандемии 8 млн компаний КНР перевели сотрудников в домашние офисы и ужесточили контроль над их трудом. Вынужденный карантин превратился в бесконечный рабочий день, за которым внимательно следит «Большой брат»: цифровые сервисы.

WeChat Work — корпоративная среда основного китайского мессенджера WeChat. Он установлен на смартфонах более 1 млрд пользователей. Если работник не успеет зайти в WeChat Work вовремя, приложение автоматически отправит работодателю отчет о задержке или прогуле. Инженеры Tencent должны присылать китайским боссам геотеги и фото не менее трех раз в день. Сегодня сервисом пользуется 2,5 млн компаний.

После вспышки коронавируса в Китае подскочил рейтинг другого сервиса контроля DingTalk («Соглядатай»). У DingTalk есть функция автодозвона сотруднику. Приложение требует ежедневных отчетов и следит за геопозицией пользователя.

Системы контроля и слежки помогают найти неэффективные кадры или перераспределить нагрузку, но могут демотивировать даже добросовестных сотрудников. По статистике Reuters, больше половины пользователей DingTalk недовольны чрезмерным цифровым контролем. Он вызывает стресс и вынуждает работников оставаться на связи даже в нерабочее время. Или работать допоздна — из-за необоснованного чувства вины перед начальством.

Китай — главный поставщик систем ИИ-наблюдения. Huawei, Hikvision, Dahua и ZTE экспортируют свои разработки в 63 страны мира. Западный бизнес берет на вооружение опыт цифрового контроля азиатских коллег. США поставляет системы умного наблюдения в 32 страны.

В октябре 2019 года сотрудники Google выступили с заявлениями о том, что компания разрабатывает ПО для слежки за теми сотрудниками, кто организует протесты и забастовки внутри корпораций. Программа автоматически оправляла HR-отделам отчет, если кто-то создает в календаре больше 10 встреч более чем с сотней участников. Amazon, UPS и Walmart уже имеют свои собственные системы слежки за сотрудниками.

Чтобы знать, как часто медсестры моют руки, некоторые госпитали в США устанавливают GPS-трекеры в их бейджи. Рестораны ставят персоналу датчики, чтобы измерить их продажи в реальном времени. Водители UPS и Uber также контролируются через GPS для профилактики нарушения ПДД и предотвращения аварий.

Почти 80% американских компаний читают личную переписку работников. По статистике Crowd Research Partners, 94% работодателей мониторят онлайн-активность подчиненных. Но необязательно работать из офиса, чтобы стать объектом слежки. Работодатели могут настоятельно просить сотрудников использовать компьютеры с установленным заранее шпионским ПО или следить за их активностью через внутреннюю облачную систему. В России подобными сервисами пользуется не более 15% работодателей. И в период пандемии спрос на них может вырасти кратно.

Российская «удаленка»

С марта на дистанционную работу перешли «Яндекс», Mail.ru Group, Aviasales, «Тинькофф», часть Сбербанка. Но и бизнес помельче не отстает: о готовности к «дистанционке» заявили 42% опрошенных компаний. К новой реальности приспосабливаются даже госрегуляторы: сейчас из дома работают три российских министерства.

Изоляция вынуждает руководителей контролировать эффективность сотрудников. По данным HeadHunter, 46% сотрудников офиса читают личную почту и новости, 33% — общаются на личные темы в мессенджерах, а 26% проводят время в соцсетях. Без начальника за соседним столом показатели могут вырасти. Это плохо скажется на KPI и зарплате.

Пока что российский бизнес не отработал практику дистанционного управления. На время карантина самым распространенным средством контроля остаются разговоры по телефону (46%) и отчеты о выполненных задачах (20%). Только каждый десятый работник пользуется таск-менеджерами, в которых личный прогресс виден всем коллегам.

Это не значит, что в будущем российский бизнес не усилит слежку за дистанционным трудом. Чем дольше длится карантин, тем больше решений для дистанционного контроля предлагают рынку IT-компании. Например, после начала эпидемии DingTalk ввел бесплатную подписку для 10 000 предприятий и добавил возможность отправлять доклад руководству о температуре сотрудника и наличии симптомов респираторных заболеваний.

KPI любой ценой

Аналитики прогнозируют рост российского рынка искусственного интеллекта на 30% в год. К 2024 году рынок больших данных достигнет 300 млрд рублей. Последствия пандемии — хорошее время для взлета умных разработок, которые обещают бизнесу стабильность и выполнение KPI любой ценой.

На рынке много приложений для дистанционного управления командой. Простые тайм-трекеры вроде Hubstaff и Time Doctor часто используют западные компании, которые нанимают фрилансеров с почасовой ставкой. Организации важно знать, что специалист добросовестно трудится без оплаты «пустых» часов. Тайм-трекеры делают скриншоты экрана, анализируют движение мыши и нажатие клавиатуры.

В феврале-марте 2020 года крупные компании стали переходить к более жестким инструментам. Например, в США стало набирать популярность приложение Sneek. Программа активна весь рабочий день и каждые пять минут делает снимок сотрудника. Самое неприятное — принудительные видеовызовы. Начальник сможет увидеть вас даже тогда, когда вы не нажали кнопку ответа. Возможности ПО «пришлись по душе» уже 10 000 пользователей, в том числе Lego и Fred Perry.

Программа Teramind помогает определить, как часто сотрудник отвлекается, а сервис Wiretap мониторит его сообщения в рабочих чатах. Он поймет, если подчиненный пишет о чем-то стрессовом или негативном, и сообщит работодателю. Прямо как в фильме «Особое мнение» — для прекращения «преднамеренного и непреднамеренного преследования, угроз, запугивания». Spy-программы (от англ. spy — «шпион») умеют определять тон голоса и анализировать культуру переговоров, следить за градусом рабочих переписок и частотой ответов на e-mail. Приложения знают, насколько прилежно работник ведет рабочий календарь, как часто встает из-за стола, какой WiFi-спот использует и сколько документов печатает.

Безболезненный способ контроля — анонимный «цифровой слепок» сотрудника. Такое ПО не собирает конкретную информацию. Оно запоминает поведенческий шаблон и сообщает начальнику, когда он резко меняется. Никаких персональных данных при этом не собирается и не хранится.

Потерять доверие и заработать судебный иск

Гиперконтроль, переходящий в слежку, может привести компании к большим рискам. Они выливаются не только в ущерб репутации, но и в судебные иски. Случайный скриншот данных банковской карточки при оплате онлайн-заказа или интимный кадр из личной жизни, который может сделать веб-камера, — основание для долгой утомительной тяжбы.

Наиболее распространенные последствия — недовольство работников и снижение их продуктивности. Много случаев цифровой диктатуры сотрудники китайских компаний приводят на Maimai, одном из соперников LinkedIn. Например, в одном из постов пользователь жалуется на сокращение зарплаты из-за того, что он сидел на видеоконференции в домашней одежде.

Другой повод недовольства сотрудников на удаленной работе — размытие work-life баланса. WeChat и DingTalk позволяют руководителям круглосуточно контролировать жизнь сотрудников. Но важно понимать, что все IT-разработки для сурового контроля людей — это просто инструменты. Гораздо важнее высокий уровень доверия внутри организации, здоровый психологический климат и готовность работника отвечать за результат несмотря на стрессовую ситуацию в стране в целом.

Еще одна проблема — отсутствие четких и прозрачных «правил игры». По данным CNBC, только 29% компаний создают кодексы по наблюдению за работой сотрудников. Тем не менее их введение не обеспечивает комфорт и безопасность рабочих процессов. Так, на упомянутой платформе Maimai сотрудник китайского сервиса доставки Meituan жалуется, что менеджеры заставляют его держать камеры включенными весь день. Руководители подтверждают это сами: в той же статье CNBC указано, что 70% представителей мировых компаний не уверены, что этично используют информацию.

Основная ошибка, которую допускают компании, — в неправильной цели контроля. Современным организациям важно понимать: время оплаты рабочего времени сотрудника (на всех уровнях руководства) с 9:00 до 18:00 прошло. Оценивать и отслеживать нужно не присутствие работника на рабочем месте, его круглосуточную вовлеченность или дресс-код, а реальную эффективность и результат работы.

Вот несколько правил здорового цифрового контроля:

Составьте и ознакомьте сотрудников с регламентом компании. Это поможет им понять, что можно делать во время дистанционного рабочего дня, а что не стоит. При использовании специального ПО объясните, зачем работодатель собирает данные работников — так вы избавите их от лишней тревоги и повысите эффективность мониторинга.

Визуальный контакт сейчас решает все. Введите в практику регулярные видеозвонки по отделам, где сотрудники не обязаны общаться только по работе: они могут обсуждать личные дела, хобби — это беседа без давления.

Измените отчетность с формата «что сделал сотрудник» на «чего он добился». Сотни звонков и встреч могут не принести пользы — пусть работники учатся анализировать свои процессы. Можно также сделать часть результатов команды максимально публичными, чтобы сильные показатели одних сотрудников мотивировали других.

Открытый доступ к большим данным из части отчетности дает преимущества и сотрудникам. Они могут проанализировать рабочие процессы для повышения продуктивности.