В последний день лета наш Минздрав внес в правительство антитабачный законопроект. Замминистра здравоохранения России Сергей Вельмяйкин заявил: «Это тот закон, по которому нам не хотелось бы просто поставить галочку, что мы его приняли, чтобы продавцы и потребители, в свою очередь, сделали вид, что его исполняют. Он должен реально работать».

Человек с тяжелой одышкой, лежа на больничной койке, пытается что-то рассказать в камеру, видно, что ему не хватает воздуха. Потом на экране появляется текст, в котором я угадываю слово «эмфизема»… Эту картинку я увидела в вечерних новостях турецкого телевидения. А на следующий день Мина Тунджель, руководитель управления по пропаганде здорового образа жизни министерства здравоохранения Турции, сообщила, что мужчину на больничной койке спасти не удалось. Он скончался через два дня после записи сюжета, который крутят теперь центральные телеканалы Турции…

В последний день лета наш Минздрав внес в правительство антитабачный законопроект. Замминистра здравоохранения России Сергей Вельмяйкин заявил: «Это тот закон, по которому нам не хотелось бы просто поставить галочку, что мы его приняли, чтобы продавцы и потребители, в свою очередь, сделали вид, что его исполняют. Он должен реально работать».

Почему вдруг взялись за курение? Вот один из веских аргументов: ежегодно в мире табак убивает 5,4 миллиона человек. Это превышает число умерших от туберкулеза, СПИДа и малярии, вместе взятых! Табачная угроза жизни на Земле стала настолько осязаемой, что в 2003 году была принята Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ), через год ее подписали 168 государств, а в 2005 году она вступила в силу. Россия присоединилась к конвенции в 2008 году. Зато теперь мы можем опираться на опыт тех стран, которые уже прошли часть пути. Этот опыт учтен и в проекте Минздрава РФ, вокруг которого уже клубятся домыслы и спекуляции.

Что же нас реально ждет? Дух конвенции, а за ней и законопроекта Минздрава — в защите права людей на охрану здоровья. Тех, кто не курит, надо защитить от участи пассивного курильщика, а тех, кто курит, — от возможных последствий, или хотя бы предупредить о них. И главное — оградить от агрессивной рекламы, от навязывания табака молодежи, не допустить появления новых курильщиков. Средства достижения этих целей — от запрета курения в общественных местах до запрета рекламы табака, от регламентирования мест и способов продажи до страшных картинок на пачках сигарет.

В Турции, в недалеком прошлом самой курящей стране в Европе, в этом году подводят итоги: заканчивается первая пятилетка Национального плана борьбы с табаком. Борьба признана международными экспертами очень успешной.Именно поэтому ВОЗ пригласила российских журналистов пообщаться с экспертами из минфина, минздрава и агентства по продаже табака и алкоголя Турции. С их помощью мы пытались разобраться, что грозит нам, а чего бояться все-таки не стоит.

Главная страшилка, которую распространяют сейчас противники российского законопроекта: народ не примет, получим социальный протест. Доктор Токер Эргудер, руководитель программы ВОЗ в Турции по контролю за табаком, говорит, что так было и в его стране. Национальный закон Турции о запрете курения принят в 2007 году и прошел два этапа. С мая 2008 года было запрещено курение на рабочих местах, в общественных местах, с июля 2009-го — в ресторанах и кафе. Сегодня места для курения есть только в местах заключения, психбольницах и домах престарелых.

Вернемся в Россию: нас пугают, что рестораны, свободные от курения, опустеют. Были такие опасения и у турок. Но 79% опрошенных жителей Турции заявили, что они стали даже чаще посещать заведения для некурящих. А то, что атмосфера ресторанов, кафе, баров и чайных стала более здоровой для посетителей и работников, признали 93% всех опрошенных и 88% курильщиков.

Табачники в России предостерегают, что бюджет потеряет значительные средства в случае сокращения продаж сигарет. Но и это, оказывается, проходили в Турции. Гюль Озгелик, финансовый эксперт управления по доходам минфина страны, утверждает, что доходы бюджета не сократились, хотя потребление табака за прошедшие 5 лет снизилось. В 2008 году курили 32% населения, в 2012-м — 27%. Доход от табака составлял в бюджете в 2002 году 2,6%, сейчас — 5,5%. Это 16 млрд турецких лир (8,8 млрд долларов США). Прибавку в бюджет принесли подорожание сигарет и рост акцизного налога на табачные изделия до 80,3%.

Опять вернемся в Россию. Законопроект Минздрава предусматривает запрет продажи сигарет в ларьках, они останутся только на прилавках магазинов площадью от 50 кв. м (в сельской местности — от 25). Табачное лобби возражает: это решение в пользу сетевых магазинов.

Пока России табаком торгуют 400 тыс. ларьков. Проследить, продают ли там, например, сигареты несовершеннолетним, практически невозможно. Фатма Айгюль — руководитель департамента по контролю над табаком минздрава Турции — рассказала, что для контроля за соблюдением правил торговли табачными изделиями полномочия проверяющих получили 9000 человек (население Турции 75 млн). Это штатные контролеры, их труд оплачивается, хотя это не «спецбатальон», а работники образования, здравоохранения, полиции и местных администраций. Им выдадут еще и персональные компьютеры, и данные о нарушениях будут поступать в базу в режиме реального времени.

Я усомнилась в эффективности работы контролеров. Фатма привела цифры: с мая 2008 года, когда они только появились, осуществлены 3 670 000 проверок, выявлены 84 000 нарушителей, административные штрафы составили 25 млн лир. Кроме того, продажа табака несовершеннолетним карается лишением свободы до 1 года. В прошлом году были осуждены 33 нарушителя. Как правило, если торговец осужден впервые и меньше чем на 8 месяцев, это заканчивается для него не тюрьмой, а общественными работами. (В России за продажу сигарет несовершеннолетним — штраф до 1500 рублей, да и система контроля не налажена.)

Я спросила: а можно ли откупиться? Сотрудники управления по регулированию рынка табака и алкоголя утверждают: невозможно. Проверяющий составляет акт, и сразу данные попадают в компьютер, потом включаются прокурор и судебная система. А проверяющий — местный учитель или врач, он знает, что происходит в магазине или чайной.

В минздраве Турции смотрят на проблему и с другой стороны. Главное — как бороться с зависимостью, потому что бросить курить даже с медицинской помощью непросто. Хотя в рамках Национального плана борьбы с табаком уже 423 поликлиники и больницы открыли кабинеты помощи курильщикам. За год к специалистам (врачам общей практики, психологам, психиатрам) обратились 540 тыс. человек.

Доктор Токер Эргудер (20 лет антитабачной работы) предупреждает: новый законопроект в России столкнется с трудностями. В арсенале его противников разные аргументы — вплоть до защиты прав человека (права курить).В свою очередь, антитабачная кампания не будет пользоваться благосклонностью российских журналистов, среди которых немало курильщиков, уверен турецкий доктор.

Впрочем, главный протагонист нового законопроекта Сергей Вельмяйкин тоже курил. Три года назад бросил.

Справка «Новой»

По данным исследования «Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака» (GATS), в России курит 60,2% мужчин и 21,7% женщин — это 43,9 млн взрослых, что составляет почти 40% населения страны (в европейских странах в среднем — 24%). Это самый высокий показатель из 14 стран, охваченных исследованием. При этом почти половина курящих россиян сосредоточена в самой экономически и демографически активной возрастной группе от 19 до 44 лет (7 из 10 мужчин и 4 из 10 женщин). Высока и интенсивность курения (в среднем мужчины выкуривают 18 сигарет в день, женщины — 13). 7,3 млн человек начали курить в возрасте моложе 15 лет.

Около 80 процентов населения России подвергается ежедневному пассивному курению (35% — на работе, 90,5% — в барах и 78,6% — в ресторанах).

Около 40% всех смертей мужчин наиболее трудоспособного возраста (30 — 59 лет) связаны с курением табака, у женщин этот показатель приближается к 20%. Потери от преждевременных смертей курильщиков достигают 6,3% ВВП России.

Людмила Рыбина