С самого анонса Splatoon была темной лошадкой. Сетевой шутер от Nintendo? Ха-ха, не смешите мои тапочки, лучше набить еще сотню фрагов в Call of Duty. Однако первое впечатление может быть очень обманчивым. Подобные проекты не только имеют право на жизнь — они как лучик света в темном царстве. Ладно, шутим. Или нет? Ответ мы спрятали в рецензии

Уже давно понятно, что Nintendo – компания, выбравшая свой собственный путь. Пока Sony и Microsoft вгрызаются друг другу в глотки ради первого места в зачете, она скромно стоит в сторонке, время от времени выпуская необычные проекты. Как раз одной из таких игр и оказался наш сегодняшний гость – шутер Splatoon. «Сплатун», не стесняйся, это наши читатели. Читатели, это «Сплатун». Познакомились? Отлично, только, пожалуйста, не забудьте отмыть руку от чернил. Понимаете, такая уж манера у этих кальмаров — закрашивать все, до чего доберутся.

Яркая вакханалия

Не волнуйтесь, если после прочтения предыдущего абзаца вы ничего не поняли — сейчас все объясним. Первым делом возьмемся за жанр Splatoon. Шутеры для внутренних студий Nintendo, мягко говоря, совершенно нетипичны. Еще больше удивляет упор на соревновательную часть — в сетевых сражениях разработчики предлагают сойтись восьмерым участникам. Впрочем, «большая N» опять перевернула все с ног на голову, представив собственное видение «стрелялок».

В Splatoon — можете делать большие глаза — не обязательно кого-либо убивать. Здесь вообще нет крови, бензопил, отрубленных частей тела и «шестистволок». Да что тут говорить, когда лучшим игроком матча может стать человек с нулем фрагов и множеством смертей! Как так? Да очень просто — в основном режиме Turf War побеждает команда, закрасившая цветастыми чернилами большую площадь. Мы, пожалуй, воздержимся тут от фразы «революционная механика», поскольку это не совсем так, но подобная идея действительно заметно освежает впечатления от сетевых баталий.



Каждый бой цвет краски меняется, но всегда контрастирует с цветом соперника

Виной тому абстрактность самой цели. Традиционные «принеси, захвати или завали» всегда привязаны к какому-либо числу, которое обычно изменяется лишь вверх или вниз — в большинстве случаев исход можно предсказать заранее. В Splatoon лидера невозможно определить до финальной секунды, ведь ситуация на карте постоянно меняется, каждый раз превращаясь в сумасшедший дом благодаря совершенной непредсказуемости собравшихся людей. Вот вы с неизвестными товарищами воюете на передовой, а хитрый вражеский партизан в это время покрыл чернилами весь тыл за несколько мгновений до конца матча. Или активировал специальную способность, уничтожившую всю команду, смешав тем самым все карты. Или отчаянным рывком отряд смог отбросить окопавшегося противника, выхватив победу с перевесом лишь в 0,1 %. Подобных ситуаций — тысячи, и генерируются они самими пользователями. Никогда не знаешь, что придет в голову очередному японцу, европейцу или соотечественнику. За примерно 30 часов, проведенных со Splatoon, вашему покорному кальмару одинаковых сценариев практически не встретилось. Даже притом, что сейчас в игре присутствует лишь шесть карт, одну из которых добавили уже во время написания этого материала.

Покрытие поверхности чернилами не только ведет к победе, но и помогает получить тактическое преимущество. Персонажи, по одному нажатию превращающиеся в забавных кальмаров, могут быстро плавать по территории своего цвета. Если же вступить в краску соперника, то скорость передвижения снижается практически до нуля, делая любого неосторожного воина легкой добычей. Это позволяет вытворять множество занимательных вещей. Например, отрезать убегающих соперников, закрашивая область перед ними — они смешно застревают и наверняка громко ругаются там, у себя дома. Можно устраивать засады — ну или попадать в них, поскольку погрузившихся в жидкость героев не видно на поверхности, если они не передвигаются. Как вариант, можно взбираться по стенам, предварительно покрыв их яркой субстанцией, чтобы удивить неожиданным появлением со спины или вовсе свалиться на голову. В общем, простая на первый взгляд механика на поверку оказывается куда глубже и позволяет использовать собственную фантазию и шикарный дизайн карт на полную катушку.



Вот бы во всех играх был пушистый «судья»

Длительность самих матчей составляет три минуты. Вроде бы мало, но за эти 180 секунд порой происходит больше, чем за полчаса в иных играх. Немного преувеличиваем, но ощущается оно именно так. Действо очень напоминает качели, на одной стороне которых расположилось «А-а-а-а-а, да мы же сейчас проиграем», а на другой – «Тащим. Ура, товарищи, мы тащим!». Из стороны в сторону эта нестабильная конструкция дергается каждые секунд 10-15 — именно столько требуется командам, чтобы кардинально изменить расстановку сил, произведя нужное действие в нужный момент. Из-за буйства красок и стремительности самого процесса поражение не вызывает горьких чувств — сразу щелкаешь по кнопке повторного поиска игры ради получения новой порции веселья. Потом еще, еще и еще, пока за окном не встанет солнце.

Доступное оружие можно разделить на три вида: скоростные и не слишком краскометы для сражений на средней дистанции, снайперские винтовки для работы на дальней и валики, позволяющие быстро закрашивать большие площади и раскатывать соперников, имевших неосторожность оказаться на пути. У каждого из видов есть несколько типов, различающихся не только характеристиками, но и дополнительными (гранаты, бомбы и так далее) и специальными способностями (базука, возможность создать чернильный вихрь или превратиться в Кракена). На первое время хватает, тем более что новые образцы открываются только с повышением уровня в сетевой игре — а это процесс не слишком быстрый, — но все равно не так много, как хотелось бы. Правда, разработчики обещали расширять арсенал в последующих обновлениях — посмотрим, как они с этим справятся.



Модные инклинги в боевом облачении

Кальмар кальмару рознь

Уф, все, об основных игровых моментах поведали, теперь можно рассказать о виновниках всего это балагана — ярких инклингах. Эти ребята — милейший гибрид кальмара и человека. В обычном состоянии они выглядят практически как мы с вами (с точностью до мультяшной графики, характерной для проектов Nintendo), но могут превращаться в забавных моллюсков с огромными глазами. В центральной локации постоянно находится с десяток-другой подобных существ — это аватары игроков, встреченных вами во время сражений по Сети. К ним можно подойти, посмотреть экипировку и, если понравится какой-либо экземпляр, попробовать заказать его себе. Не факт, что торговец привезет именно его, но вдруг удача окажется на вашей стороне.

Обмундирование в Splatoon представлено обычными предметами одежды: разнообразные шапки, кепки, кроссовки, свитера, рубашки и прочие вещи не только помогут вашему инклингу выглядеть невероятно стильно, но и подарят ему несколько пассивных навыков. У каждого предмета есть от одного до четырех слотов для способностей, улучшающих характеристики героя. Причем одна из них открыта сразу, а вот для доступа к другим потребуется облачаться в модный прикид и идти прокачивать его на красочном поле брани.

Правда, какие бы умения вы ни навесили на персонажа, это не превратит его в терминатора, способного в одиночку вытаскивать матч. Дополнительные «фишки» лишь немного облегчают жизнь, но любой новичок первого уровня способен закидать краской обвешанного по последнему писку моды кальмара, если тот будет хлопать щупальцами, а не стараться нормально играть. Баланс, однако.



В одиночной кампании предлагают сражаться против осьминогов. Закатывай его полностью!

И буквально пара слов об одиночной кампании. Она, хм, есть. Там очень запоминающиеся сражения с боссами, да и экипировку по ее завершении выдают неплохую, но все-таки делали ее для галочки. Сюжет как таковой отсутствует, зато можно ознакомиться с основными механиками и потренироваться перед выходом в «свет». Прямо как у коллег для «взрослой» аудитории.

У Splatoon все хорошо. Плохо лишь то, что для этого «хорошо» еще не придумали достаточно контента. Разработчики, конечно, обещают развивать свое детище — сетка запланированных обновлений уже расписана на несколько месяцев вперед, но кого-то наверняка не устроит первоначальное количество уровней, оружия и режимов. Мы же, пожалуй, поверим компании — все-таки Nintendo умеет грамотно организовывать поддержку своих проектов после релиза. Кстати, уже во время написания этой рецензии были добавлены новое обмундирование, карта, о которой мы упоминали, а также рейтинговые игры (см. чуть ниже). Доверимся мы и своим ощущениям — за более чем три десятка часов, проведенных на полях сражений, не пришлось скучать ни минуты. Механика с закрашиванием отлично работает и дарит свежие ощущения, к дизайну карт не придраться, а сетевой код на удивление стабилен — вылеты бывают крайне редко. В итоге можно поздравить «большую N» с выпуском интересного проекта в нетипичном для себя жанре — интересно будет следить за его развитием… или постепенным затуханием, что тоже может случиться. Пойти, что ли, «навернуть» еще с десяток матчей…

Пока мы корпели над текстом, разработчики запустили рейтинговые игры для пользователей десятого и выше уровней, где можно прокачать своего кальмара от ранга С- до божественного А+. Только стоит быть аккуратным — поражение приводит к потере очков и понижению в звании, поэтому накал страстей в каждой битве воистину эпический. Главное отличие рейтингового режима Splat Zones от основного — необходимость закрасить определенный участок или участки, продержавшись некоторое время. Это уже больше походит на стандартное для шутеров «развлечение», но все равно ощущается свежо благодаря механике. И еще раз похвалим дизайн карт — даже к «вросшим» в свою позицию противникам можно подобраться с нескольких сторон, если включить мозг и оценить обстановку вокруг.

Достоинства:

инклинги — невероятно милые создания;

прекрасно продуманный дизайн карт;

необычный, интересный и крайне затягивающий игровой процесс;

красочная графика и приятный стиль оформления;

широкие возможности по улучшению своего персонажа разной экипировкой;

ситуация на карте отображается на экране геймпада…

Недостатки:

…но голосовой связи нет;

для замены экипировки необходимо выходить из лобби;

малое количество контента на старте;

странная ротация карт — одновременно для игры доступны только две (по паре на режим) локации из шести, но каждые 4 часа список меняется;

потолок в 20 уровней слишком низок.