Упорству Piranha Bytes стоит отдать должное — уже в который раз студия берется за игру своей мечты. Пару лет назад ребята с переменным успехом пытались обновить затертую формулу своего первого громкого успеха — Gothic, а в Titan Lords создатели решили вернуться к корням и одновременно повернуться лицом к современному игроку. Что из этого вышло?

Анонс Risen 3: Titan Lords был довольно неожиданным. Тот факт, что о разработке проекта объявили фактически за три месяца до релиза, заставлял томиться в нервном ожидании. Как бы игроки ни относились к предыдущей части — Dark Waters, — не ждать новую RPG от Piranha Bytes невозможно. Хотя бы потому, что никто не умеет создавать интерактивный мир так, как это получается у суровых немцев. Конечно, были некоторые опасения по поводу качества, частично даже подтвердившиеся. Но это тот случай, когда игре нужно дать шанс, — и уже через несколько часов задаешься вопросом: как и по какой причине создатели держали в тайне проект подобных масштабов?

Начали за упокой…

Вступление Titan Lords вызывает ощущение, что со времени предыдущей части «пираньи» не научились ничему. Более того — взялись развивать все то, что вышло хуже всего, хотя обычно принято концентрироваться на том, что получается лучше. Но Piranha Bytes, пытаясь угнаться за современной модой, выдает нечто ужасающее. Первые десять минут предстоит наблюдать дурно поставленную сцену абордажа, которая по сравнению с морским пиршеством Assassin’s Creed IV: Black Flag выглядит столь беззубо, что смотреть больно. Слава богу, это оказывается лишь сном нашего альтер эго — безымянного (кто бы сомневался) сына знаменитого пирата, Стальной Бороды. К сожалению, дальше лучше не становится, а в памяти всплывает кошмар под названием Arcania: Gothic 4. Герой с завидным упорством зачищает джунгли, состоящие из одинокой и прямой, как шпала, дороги. Враги разлетаются во все стороны… пока особо могучий Лорд Тени не прерывает эту вакханалию геймдизайнерского бессилия. И здесь выясняется, что весь предыдущий час — это чудовищная ошибка в виде затянутого и безвкусного вступления, а непосредственно игра начинается лишь сейчас.



Игра встречает корявой постановкой, но красивой картинкой

С перерождением героя сама Risen 3 словно восстает из пепла. Как будто мало было проблем с Титанами, которые не дают покоя жителям мира, так теперь порядок рушат зловещие Тени из потустороннего измерения. Наш протагонист становится героем поневоле — монстры похищают его душу, а настоящий пират и за куда меньшую обиду способен открутить рога хоть самому морскому дьяволу. С ним, кстати, тоже предстоит иметь дело. В Piranha Bytes еще с прошлой части старались осовременить серию, а в случае с триквелом уклон в сторону позднего творчества Bioware заметен невооруженным глазом. Особенно кидается в глаза подача сюжета. Лорды Тени — не те противники, которым можно бросить вызов в одиночку, поэтому отпрыску Стальной Бороды понадобится собрать вокруг себя представителей самых разных религий и фракций, сплотить их и повести новообразованный флот на битву со Злом. Ничего не напоминает?



Как и в реальной жизни, созерцание гор на фоне заката успокаивает

Продолжили за здравие

С точки зрения мира и его устройства — перед нами стопроцентная немецкая RPG, со всеми своими минусами и плюсами. Как и в прошлой части, доступная территория разбита на несколько островов, путешествовать между которыми можно на собственном судне. Сперва это будет скромная шхуна, но со временем получится разжиться фрегатом и командой верных (и не очень) спутников. Впрочем, несмотря на внешнее сходство с предшественником, Titan Lords существенно отличается от него по настроению. Во-первых, пиратская тематика снова задвинута на задний план. Корсары — лишь одна из нескольких «гильдий», сосуществующих в этом мире. Во-вторых, масштаб возрос на порядок. Нам на растерзание отдали пару островов, каждый из которых сопоставим по размерам с миром первой части Risen, и еще несколько клочков земли поскромнее. Все они различаются по тематике и настроению. Пиратские Антигуа и Такаригуа или Кила — прибежище аборигенов-вуду — живо напоминают о Dark Waters, но по размеру и наполнению являются самыми скромными. Куда больше внимания уделено Таринису и Каладору, при исследовании которых не покидает чувство ностальгии по первым выпускам «Готики».

Разработчики в каждом интервью напирают на то, что «возвращаются к корням». Но на самом деле это относится именно к духу проекта, а не к механике. Мы снова стоим перед выбором одной из нескольких фракций, главный герой в очередной раз пытается назвать свое имя, но его грубым образом прерывают, а многие ситуации то делают легкий реверанс в сторону прошлых проектов Piranha Bytes, то откровенно цитируют первую Gothic. С точки зрения игрового процесса Titan Lords пытается угодить и нашим, и вашим — в некоторых аспектах это выливается в излишнее упрощение элементов. Больше всего обидно за навык кузнечного дела, который низвели до банального одноразового улучшения оружия.



Роль этой персоны останется неясной до самого финала

Ролевая система перекочевала из сиквела: разделения на уровни по-прежнему нет, опыт, получаемый за убийство и выполнение заданий, тратится на основные атрибуты вроде ловкости, магии и прочего. Они, в свою очередь, отражаются на наборе характеристик. К примеру, прокачивая рукопашный бой, вы увеличиваете мастерство владения различными типами оружия. Разумеется, по миру разбросаны учителя, готовые за звонкую монету обучить новым приемам и навыкам.

К Dark Waters в свое время было много претензий по поводу невозможности играть полноценным магом. Что ж, пришел праздник и на улицу любителей волшебства: присоединившись к фракции «Защитников», вы наконец-то сможете поливать врагов огненным дождем. Магам в этот раз уделили много внимания, придумав для них систему ближнего боя. Словно в мультсериале «Аватар», герой может совмещать боевое искусство и силу стихий. Выглядит вполне эффектно.

Над режиссурой боев в целом проведена большая работа. Некоторых врагов можно банально «закликать», но противники посильнее требуют тактического подхода: без активного использования блока, парирования и перекатов придется туго. Анимацию подтянули до приемлемого уровня. Герой куда более элегантно машет саблей, а на место неуклюжего «последнего удара в замедленной съемке» пришли красивые и разнообразные добивания. Правда, не ясно, почему персонаж абсолютно одинаковым образом размахивает как шпагой, так и грубым мачете… странно наблюдать рубящий удар в прыжке рапирой, аки топором.

В случае с RPG от Piranha Bytes даже игровой процесс не является основным элементом проекта. Для немцев всегда самое главное — насыщенный, созданный вручную до последнего камешка мир, и Risen 3 не стала исключением. Дорвавшись до открытого мира, хочется сразу же свернуть с проторенной дорожки в поисках секретов. Ведь за каждым углом может таиться пещерка, в которой несколько скелетов охраняют сундук с сокровищами. Разработчики всячески поощряют любопытство: новыми квестами, героями, экипировкой. Журнал начинает ломиться от количества заданий, ведь каждый NPC с именем хочет о чем-нибудь попросить нашего протагониста. К сожалению, разнообразием поручения не отличаются, но здесь они не цель, а лишь средство. Средство познакомить нас с каждым кусочком обширного мира. А вот персонажи в очередной раз получились блеклыми: это скорее набор архетипов, которые, за редким исключением, никак не проявляют свой характер и служат лишь методом передачи информации. Но на подобную немецкую аскетичность закрываешь глаза, когда перед тобой расстилается неизведанный остров с морем тайн и сокровищ.



Огненный дождь не только красиво смотрится, но и отлично усмиряет толпу врагов

На классических элементах разработчики решили не останавливаться, попытавшись всячески разнообразить действие. Скажем, в мини-играх вроде метания кинжала можно неплохо заработать, но встречаются и более оригинальные развлечения. К примеру, во время плавания на ваш корабль вполне могут напасть и попытаться взять на абордаж. Понятно, что ничем хорошим это для захватчиков не закончится. Куда страшнее попасть в лапы морскому чудовищу. В этом случае мы (кстати, впервые в серии) сможем взять свой фрегат под непосредственное управление и устроить охоту за монстром. Конечно, если поставить рядом Black Flag, эти эпизоды выглядят довольно неказисто, но они удачно разбавляют общий процесс.

Ко всему прочему, Risen 3: Titan Lords отлично выглядит. Нельзя сказать, что технически она поражает воображение — постановка и вовсе выглядит очень скудно и дешево, но сам мир получился ярким, сочным и детально проработанным. По нему хочется неспешно бродить и просто любоваться прекрасными пейзажами под атмосферную оркестровую музыку.



Схватка с морским чудовищем — смелый геймплейный шаг для студии

* * *

По сравнению с прошлой частью, Risen 3 — это большой шаг вперед. Механика берет кусочки от всего, что было в предыдущих сериях, и добавляет немало нового. Главное, что в духовном плане это действительно можно назвать возвращением к истокам. Игра дарит неповторимое ощущение настоящего приключения в неизведанном мире, где каждый поворот может таить как опасность, так и сокровища. Чаще — и то и другое.

Достоинства:

полная свобода действий;
обширный мир из нескольких островов, каждый со своей уникальной атмосферой;
пейзажи — сплошное загляденье;
сбалансированная боевая система;
неповторимое ощущение приключения от Piranha Bytes.

Недостатки:

отвратительный пролог;
скудные диалоги;
деревянные персонажи.