Вселенная Чужих у тех, кто смотрел много фантастики в 80 и 90-е годы, не менее популярна, чем мир Звездных Войн. И при том, что все 4 фильма (если не включать в список Прометея) запомнились зрителям, фанаты все еще не перестают спорить, какая же из частей квадрилогии лучше — первая или вторая. Чужой был практически фильмом ужасов, триллером, который наглядно демонстрировал, что происходит, если в замкнутом пространстве столкнуть инопланетную форму жизни, обладающую огромной силой и скоростью, с обычными людьми, не имеющими никаких боевых навыков. Чужие же демонстрировали, как солдаты будущего сражаются с ордами пришельцев. Оба фильма без колебаний можно назвать великими, но если игр, сходных по стилистике именно со второй частью франшизы, выходило достаточно (все-таки это был экшен), то до появления Alien: Isolation триллеров в этом мире еще не было. Разве что если таковыми можно считать начало сюжетных кампаний двух частей AvP.

История Аманды Рипли, дочери той самой Эллен Рипли, которая на борту Ностромо столкнулась с Чужим и выжила, мало кому была интересна. Все, кто смотрел квадрилогию, знали, что у Эллен была дочь, но она никогда не являлась ключевым персонажем истории, и вот только сейчас ее решили использовать в качестве протагониста новой игры. Мы встречаем Аманду, техника Вейленд-Ютани, за починкой какого-то устройства — один из андроидов говорит ей, что после 15 лет поисков были найдены зацепки по делу исчезновения Ностромо и самой Эллен Рипли. И корабль Торренс готов доставить Аманду на станцию Севастополь, где она наконец-то получит свои ответы. Именно на этом моменте и начинается Alien: Isolation.

Писать о сюжете этого проекта, кстати, дело неблагодарное. К счастью, разработчики не стали на коленке во время перекура придумывать историю, а пригласили для этого несколько очень хороших авторов (к примеру, главным из них значится некто Дэн Абнетт, автор известных фанатам ВХ40К серий Инквизитор и Рэйвенор, а также огромного количества комиксов, в том числе — лучших арок о Стражах Галактики), сделавших действительно интересную историю. Во многом благодаря ей проект воспринимается не просто как обычная игра, а скорее как полноценное интерактивное продолжение отличного фильма.

Изоляция — игра по-хорошему страшная (по-плохому страшной я могу назвать Aliens: Colonial Marines). Местами она даже страшнее, например, Outlast. Но если в Outlast было много кровищи и жестокости, а еще больше выскакиваний из-за угла и резких звуков, то в Alien: Isolation разработчики столь простые способы нагнетания атмосферы применяют очень редко. Вместо этого используются куда более кинематографичные приемы. Например, в особо напряженных моментах мы слышим, как стучит сердце главной героини, меняется музыка, голос ее начинает дрожать, и мы тоже вместе с ней начинаем боятся. Дрожание света, мигание лампочки в соседней комнате и скрежет когтей по металлу где-то в другом конце коридора, поверьте мне, пугает куда сильнее, чем изображение излишней жестокости.

Игра берет тебя «за жабры» своей атмосферой и не отпускает до самых финальных титров. Она неспешно разгоняется и ты уже не успеваешь опомниться, как оказываешься наедине с целой космической станцией, на которой произошла катастрофа. Самое главное, что Чужой тут, как нам и обещали разработчики, не является каким-то основным противником. Он тут скорее выступает в качестве главного элемента напряжения, непреодолимой силы, с которой невозможно «разобраться», а нужно от нее бежать или искать какие-то пути ее обмануть. Достаточно сказать, что впервые появляется он не сразу в начале игры (как это было бы в каком-нибудь экшене), а на втором часу прохождения мы лишь мельком с ним сталкиваемся в первый раз.

Основные противники — люди, выжившие на станции и пытающиеся всеми силами хоть как-то прожить еще день. У них нет надежды на спасение, они чувствуют себя обреченными, не понимают, с чем столкнулись и как с этим бороться. Появление же на станции Аманды они воспринимают неоднозначно — кто-то готов устранить ее тут же, кто-то может стать нашим союзником. В общем, атмосфера стоит крайне напряженная, и ползающий вокруг Чужой никак не способствует тому, чтобы ее разрядить.

Самое главное в этой игре — то, что мы не доходим до того момента, когда можно расстрелять Чужого под веселую музыку. Да, у нас есть оружие, в том числе и огнемет, но нужно понимать, что наш противник не очень-то боится людей и их «пукалок», а он сам способен оторвать голову кому угодно одним движением. Поэтому, пока нам противостоят люди, можно и перестрелку пережить, и гаечным ключом кого-то по голове огреть. А когда мы остаемся в одном помещении с ксеноморфом, то нужно сесть под стол, обхватить голову руками и «поцеловать свою задницу на прощание».

Особой «перчинки» добавляет то, что помимо сюжетных моментов, когда мы сталкиваемся с Чужим по велению сценаристов, есть еще вариант случайных встреч в самых неожиданных местах. Так что, допустим, если мы выбежим за дверь сразу после сохранения и носом упремся в тушку Чужого в коридоре, то не факт, что в следующий раз все произойдет именно так же. Например, его может или вообще не быть рядом, или он будет поджидать нас в соседней комнате, а может и выпрыгнуть из какой-то вентиляции. Из-за этого приходится постоянно быть начеку, а когда крадешься по коридору, всматриваясь в датчик движения, и тут неожиданно открывается одна из дверей и за ней, в освещенном пространстве, стоит фигура Чужого — можно и мышью в монитор бросить. Я, правда, в один из таких моментов, только резко дернулся и свою записную книжку, где делал заметки по поводу игры, в путешествие по комнате запустил. Но если бы у меня в руках был джойстик, да еще с вибро (а эта функция поддерживается, конечно же, и работает отлично), он бы точно отправился полетать.

Геймплей основан на поисках предметов и решении различных головоломок. Мы ходим по станции, ищем разные бесхозные вещи (и потом «крафтим» с их помощью всякие полезные предметы), ломаем замки, читаем чужие письма (в них могут быть подсказки и коды доступа для панелей — нужно действительно читать тексты, чтобы не пропустить ничего важного), общаемся, прячемся и иногда, по редким праздникам, применяем оружие. Хотя чаще мы используем окружающую обстановку, чтобы сбить противника с толку и отвлечь от себя. Например, посветив фонариком в одном месте, можно перевести все внимание врагов на эту точку, а самим проползти в другой конец комнаты и там уже использовать панель, чтобы обесточить корпус.

К основному минусу сюжетной части игры можно отнести разве что ее продолжительность - на прохождение уйдет около 14-16 часов, если не сильно отвлекаться на обзор достопримечательностей и не проводить все это время в шкафчике. Боятся, понятное дело, на протяжении всего этого времени не получится, но лично меня игра на протяжении всей кампании не отпускала. Вполне могу предположить, что кому-то эта длительность покажется излишней, ведь сегодня игры выходят куда более короткими и компактными. Это, как мне кажется, дело личных предпочтений.

Помимо сюжетной кампании игра предлагает нам режим «выживания» - для тех, кто хочет просто поиграть в прятки с Чужим. В этом режиме мы оказываемся на специальной карте вместе с определенным набором предметов, кучей «лута» вокруг, даже оружием. И все, что нужно, это выполнить задание и при этом не умереть. А Чужой уже ходит по соседству и всячески мешает выполнению миссии. И время идет, так что в таблицу рекордов просто так не попасть. Приходится рисковать, бегать, прятаться и всячески извращаться, чтобы пройти карту в этом режиме.

Графически, как я уже говорил в своем превью, все выполнено очень круто. Художники умудрились воссоздать ту самую атмосферу фильмов, которая сейчас выглядит немного архаичной, но «теплой и ламповой». Даже пульты для сохранения оформлены в виде аппаратов по приему каких-то перфокарт, графика на мониторах ужасная, шрифты кривые... как будто неожиданно попадаешь в кинофильм 80-х. При этом сам уровень графики полностью современный, с отличными моделями персонажей, лицевой анимацией, качественными текстурами, и очень «в тему» примененным зернистым фильтром, делающим картинку «как в кино». Есть ряд претензий к анимации людей в игре, но, положа руку на сердце, смотришь ты на эти анимации редко, так что особого внимания они на себя не обращают. Хотя могло быть и лучше. GeForce GTX 780 Ti игру в максимальных настройках тянет без проблем, показатель FPS не проседал ни разу ниже 120, оставаясь в среднем на 135-140 кадрах в секунду. Согласитесь, это хороший результат для новинки.

Самое сложное в случае с Alien: Isolation – говорить об игре и при этом никак не заспойлерить ее. Рекомендовать проект всем и каждому я не возьмусь, но тем, кто хочет хорошего «ужастика» во вселенной Чужих, а также тем, кто вообще соскучился по этому сеттингу, проходить мимо не стоит. Любителям же экшена, кровищи и веселья тут делать попросту нечего. Этот проект явно делался не для них. В результате мы имеем хорошую игру «не для всех», которая лично мне очень понравилась. Но соберет ли этот проект армию фанатов и станет ли ААА-хитом? Не уверен.

Плюсы:

- Хорошая графика.

- Кинематографичность.

- Подача сюжета

- Атмосфера.

- Множество отсылок к фильмам.

- Игра держит в напряжении до самого конца.

Минусы:

- Анимация некоторых персонажей.

- Малое количество игровых режимов.

- Нельзя пропустить начальные заставки.

- Длительность.

- Не всегда логичные головоломки.