Иногда лучше не гнаться за мечтой, а сделать то, что получается хорошо, — результат может превзойти все ожидания. Styx: Master of Shadows это наглядно демонстрирует. Cyanide Studio долгие годы настойчиво пыталась выпустить RPG своей мечты, но, как оказалось, ее стезя — игры в прятки. Чем так хороши приключения Стикса — читайте в рецензии

Впервые с миром Акенаш разработчики познакомили нас два года назад, представив довольно убедительный ролевой боевик Of Orcs and Men. Его, конечно, было за что поругать, но история, мир и персонажи получились весьма интересными. Особенно выделялся гоблин Стикс: ловкий вор и убийца, который находит выход из любой ситуации. Неудивительно, что Cyanide Studio ухватилась за франшизу в целом и зеленокожего персонажа в частности. Неожиданным оказался жанр нового проекта — чистокровный стелс в духе старой школы. Такого студия раньше не пробовала, поэтому у нас были кое-какие подозрения. Но этот блин оказался не из тех, которые выходят комом.

История одного гоблина

Действие разворачивается за несколько сотен лет до событий мрачной of Orcs and Men. Но мир и тогда был далеко не самым приятным местом. Орки — тупоголовые рабы в кандалах, угнетаемые союзом людей и эльфов. Последние, впрочем, между собой ладят с трудом. Единственная причина не развязывать войну — Древо Мира, вокруг которого выстроена Башня поистине впечатляющих размеров. Столь пафосное название оно носит неспроста. Древо — источник ценного вещества под названием «янтарь». Это одновременно и мощный наркотик, и местный аналог маны. Для человечества проблема заключается в том, что безболезненно добывать его могут только остроухие, которые не имеют ничего общего с теми возвышенными существами из «Властелина Колец». Cyanide создала очень неуютный мир, практически образцовое «темное фэнтези». Непрекращающиеся интриги, рабство, всюду грязь и мусор — и постоянная мысль, что кто-нибудь вот-вот всадит нож в спину. Или вы, или вам.



Видите те освещенные балконы вдалеке? До каждого из них можно добраться

Но Стикса мало волнует власть и судьбы великих. Он — первый и единственный в своем роде гоблин — первоклассный вор. Все, что нужно нашему протагонисту, — добраться до Древа и украсть его Сердце, после чего навсегда покинуть проклятую Башню. Правда, к середине повествования история, начинавшаяся как авантюрное приключение, делает резкий поворот и сосредотачивается на судьбе и переживаниях зеленокожего героя. Сценаристы пусть и весьма поверхностно, но затрагивают проблему самоопределения разумных существ. Что движет нами, что делает нас личностями? От подобной игры такого совсем не ждешь, поэтому Styx приятно удивляет историей и харизматичным протагонистом.

Жаль, что подача сюжета подкачала. Периодически Master of Shadows заставляет смотреть деревянные видеовставки с кошмарной анимацией. Хорошо, что большая часть повествования подается в виде рисованных заставок. Они тоже грубоваты, но хотя бы не приходится смотреть на бесформенные лица с дергающимися губами.

Просторы

Первая и главная вещь, которую нужно знать о Styx: Master of Shadows, — это чистый, концентрированный стелс старой школы, без приписки «экшен». Конечно, наш ловкий парень умеет обращаться с кинжалом, но чаще всего открытые столкновения ведут к неминуемой гибели. В основном из-за топорной боевой системы. Если уж встретились со стражником лицом к лицу, то камера фиксируется на оппоненте, не давая возможности сбежать. Бой представляет собой мини-игру, где нужно несколько раз подряд подгадать момент для парирования, а после нескольких успешных блоков соперника разрешается убить. С одним врагом справиться не так сложно, с двумя… при должной сноровке это возможно. Но проблема в том, что на тревогу сразу сбегается как минимум пятеро, причем они не упускают возможности метать кинжалы, а все атаки происходят одновременно. Арбалетчики и вовсе отправляют Стикса на тот свет одним метким выстрелом.



Лицо Стикса всегда или расплывается в ухмылке, или бесстрастно, как во время убийства этого бедолаги

Единственный способ успешно добраться до финала — прятаться в тени и невидимкой бежать к заветной цели. Иногда — буквально. Styx возвращает нас в те славные времена, когда в стелсах приходилось думать и планировать свои действия на несколько шагов вперед. Никакой мини-карты или компаса здесь не предусмотрено. Пункт назначения обычно отмечен маркером, да и на это авторы расщедрились лишь потому, что уровни в игре действительно огромные. Каждая локация — это многоуровневая «песочница» с десятками ходов и потайных лазеек. Разработчики по праву могут гордиться дизайном карт, ведь именно они — главное достоинство Master of Shadows.

Многие уже успели привыкнуть к тому, что даже в условиях нелинейности локаций создатели заранее заготавливают удобные дорожки, по которым и надо бежать. Свобода выбора в жанре нынче редкость, но Styx в этом плане нисколько не уступает именитым собратьям вроде Hitman: Absolution и Splinter Cell: Blacklist. На просторных уровнях есть лишь одна возможность ориентироваться — по схематичному плану местности в стиле Thief: The Dark Project, на котором отмечены ключевые объекты. Причем рисунок не дает представления о количестве этажей, а ведь локации не только просторные, но и многоуровневые. К счастью, акробатические навыки Стикса так же остры, как его кинжал. Стоит заметить, что в этом аспекте создатели старомодны: «автодоводки» прыжка не предусмотрено, поэтому нужно самому рассчитывать, куда приземлится герой и сможет ли он вообще долететь до цели. Первое время промахи неизбежны, но вскоре понимаешь, что это играет на пользу атмосфере: даже перемахивая с балки на балку над головами рыцарей, нельзя расслабляться.

Мастер на все лапы

Игра заставляет не только заучивать маршруты стражников, но и постоянно экспериментировать. Не получается пройти по одному пути? Не надо запоминать до миллисекунд последовательность нажатия клавиш, просто ищите другую дорогу, она всегда есть. Благодаря этому даже частые смерти (а на высокой сложности от них никуда не деться) не вызывают раздражения, а, наоборот, подталкивают к поиску новых возможностей.



Одна удачно обрушенная люстра может избавить от многих проблем

В прохождении трудных мест помогает не только разветвленная структура уровней, но и особые умения Стикса: янтарное зрение (подсвечивает активные предметы), кратковременная невидимость и создание клона. Последнее — одно из самых важных в арсенале. Двойник несколько стеснен в возможностях, но является крайне полезным: и врага отвлечет, и в узких местах пролезет, и люстру на голову противника свалит. Организацию несчастных случаев вообще трудно переоценить, ведь отравившийся испорченным яблоком охранник выглядит куда менее подозрительно, чем продырявленный ножом. ИИ в Styx не страдает от слепоты или глухоты. Даже тихое убийство не является полностью бесшумным, а темнота не делает героя абсолютно невидимым. Заметив неладное, страж обязательно проверит источник беспокойства, а также разбудит спящих сослуживцев. А если тревога уже поднималась, солдаты приготовят оружие и в следующий раз быстрее заметят проныру-гоблина. Рекомендуем тщательно прятать трупы или, на крайний случай, растворять их в кислоте. Пацифистам же придется туго: все боевые умения Стикса влекут за собой летальный исход для караульных. Так что если хотите получить дополнительную награду за милосердие, придется попотеть.

После каждого задания гоблин возвращается в убежище, где можно передохнуть, пополнить запасы зелий и метательных ножей, а также распределить полученный на задании опыт. Если выполнять дополнительные поручения, искать разбросанные на местности реликвии и стараться не поднимать шороха, к финалу получится выучить большую часть доступных умений. Создатели удачно сбалансировали систему прокачки: навыков не так много, но все они полезны, и порой действительно сложно определиться, какой же из них выбрать.



Физика тел иногда выдает подобные казусы

* * *

Выглядит игра неказисто: Unreal Engine 3 использован совсем неумело, и лишь мрачный дизайн немного выправляет ситуацию. Хотя бедности окружения и скупости игровых моделей это не скроет, как и проблем с анимацией. Впрочем, на технические недочеты быстро перестаешь обращать внимание, ведь не прощающая ошибок основная механика Styx: Master of Shadows действительно позволяет ощутить себя мастером тени.

Достоинства:

отточенная стелс-механика;

просторные, многоэтажные локации с десятками ходов и лазеек;

широкие возможности для экспериментов и импровизации;

внимательные противники не дают расслабиться;

сбалансированная система прокачки;

увлекательная история с харизматичным героем в центре повествования.

Недостатки:

топорная боевая система;

отсутствие нелетальных возможностей устранения врагов;

слабое техническое исполнение.