Konami наконец разобралась со своим новым движком Fox Engine и представила по-настоящему увлекательный футбольный симулятор. На фоне прекрасной основной части даже не замечаешь, что за пределами изумрудного поля в игре мало что изменилось — но так ли уж это плохо? Читайте в нашей рецензии

Знаете, а скучновато писать из года в год рецензии на футбольные симуляторы (как же это печально, что в редакции больше нет по-настоящему увлеченных любителей спорта номер один в виртуальном формате). Дело в том, что уже лет так семь ситуация принципиально не меняется: FIFA, вооруженная пачкой лицензий и россыпью прекрасных режимов, пребывает на коне и продается огромными тиражами; где-то сильно позади, с каждым разом отставая все сильнее (в коммерческом смысле), плетется Pro Evolution Soccer, неся в руках табличку с надписью «Зато у нас глубокий игровой процесс».

С периодичностью раз в несколько лет повторяются одни и те же события. Первые разработчики представляют новый движок и года три его «полируют», попутно делая упор на новые режимы. Вторые в этот же самый момент отчего-то останавливают поступь прогресса и проводят сомнительные эксперименты. А затем роли меняются. Но в любом случае описанная выше тенденция актуальна и сегодня; будет актуальна, вероятно, и к исходу нынешнего поколения консолей. EA Sports чуть ли не перевернула жанр со своей FIFA Ultimate Club (карточная игра в игре, существование которой оправдывает вообще все в индустрии спортивных симуляторов). Konami с трудом успевает за неумолимым прогрессом, больше ресурсов растрачивая на латание очевидных дыр.

⇡#Все поле — наше

В прошлом году японцы представили новую версию движка Pro Evolution Soccer, хотя сам Fox Engine, использующийся также в Metal Gear Solid V, много баллов игре не добавил — система была откровенно недоработана, графически PES 2014 выглядел куда слабее конкурента, а всякие «излишества» вроде меняющейся погоды были просто отключены. Отдельным предложением следует отметить неоднозначность непосредственно футбола — игроки еле перемещались по полю, а единственным выдающимся физическим параметром, кажется, была инерция пролета тел мимо нужной точки. Понятно, что это, по сути, первая игра серии на новом фундаменте, а с ресурсами у Konami, мягко говоря, дела не так хороши, как у канадских коллег, — поэтому нам пришлось довольствоваться такой вот технологической демоверсией.

В нынешней итерации серии японцы действительно проделали колоссальную работу по совершенствованию игровой механики. Как бы банально ни звучала следующая фраза, но из всех существующих в природе футсимов именно в PES 2015 происходящее на экране больше всего напоминает настоящий футбол. У игроков натуральная скорость, еще более естественная анимация. Мяч тоже ведет себя подобно кожаной сфере из реальной жизни: случайно отскакивает в самых неожиданных направлениях и летит, словно снаряд из пушки, после удара Гарета Бейла. Для исполнения мастерской обводки необязательно заучивать сложные комбинации на геймпаде — футболисты отлично исполняют витиеватые движения с мячом при задействовании одного лишь правого стика. Другое дело, что последнее круто удается юрким или техничным звездам вроде Месси или Роналду — двухметровые защитники едва ли смогут разыграть подобное, но они на поле не для этого. Разумеется, к известным именам разработчики подошли особо: специально для игры записаны более 1000 фирменных движений знаменитостей, что в конечном итоге даже влияет на управление.



Да, тезисы абзацем выше рецензенты FIFA или PES в тех или иных формулировках пишут каждый год. И все это действительно так — от выпуска к выпуску разработчикам в самом деле удается представить еще более реалистичный футбол, сделать новый шаг на пути к совершенству.

В этом плане очень интересен контраст между двумя конкурентами этого года. Когда FIFA становится более зрелищной, быстрой, в чем-то простой, но веселой, PES всеми силами старается соответствовать определению «настоящий симулятор футбола». Если в игре от EA Sports к исходу 10-минутного матча счет может напоминать хоккейный, то в японском варианте нередки случаи, когда количество забитых обеими командами мячей равно нулю. Что самое забавное, сухой счет зачастую дает больше удовлетворения, чем залихватская феерия в FIFA 15, ведь каждый матч — это упорная и сложная игра, в которой всегда есть место случаю.

Пустота за стенами стадиона

Зато все остальное в Pro Evolution Soccer 2015 — настоящий позор. Интерфейс зачем-то стилизовали под новомодный нынче «плиточный» стиль (хотя скорее — под FIFA-стиль) — идея, может, и неплохая, но общее расположение элементов очень сомнительное, а навигация неочевидна. Кроме того, каждый раз при выходе из, например, настроек пару секунд мы вынуждены наблюдать за их записью или обращением к серверу. Несмотря на наличие «плоского» дизайна, само оформление очень слабое — крупные и грубые элементы, ощущение отсутствия симметрии и прочих элементарных для нормального интерфейса деталей.

Будто бы что-то случилось с графикой — ну не помним мы, чтобы прошлогодняя PES 2014 выглядела так слабо! Даже при Full HD-разрешении на дальних планах можно наблюдать пиксели величиной с кулак; лица футболистов в основной своей массе недалеко ушли от стандартов прошлого поколения; все, что за рамками поля, — мертвый театр неподвижных манекенов. Ну и словарный запас неизменных комментаторов так и остался где-то на уровне выпуска 2005 года.



Еще и с оптимизацией ПК-версии начудили. Игра выдавала запредельно низкую частоту кадров до выхода очередной версии официального драйвера (у автора этого текста GeForce GTX 670, так что тормоза иначе как аномальными не назовешь). А все настройки традиционно спрятаны в глубокой… папке — лезть туда придется в любом случае, потому что по умолчанию PES 2015 запускается в неприлично низком разрешении.

С лицензиями тоже все обстоит привычно печально — выдуманные команды с перевернутыми именами футболистов, несколько европейских и южноамериканских национальных первенств в нормальном виде и непременные Лига чемпионов, Лига Европы и Кубок Либертадорес с компромиссными составами участников этого сезона.

Konami пытается нагнать денежный паровоз и запустила свою версию FIFA Ultimate Team — режим myClub. Надо ли говорить, что в свете наших негативных отзывов об интерфейсе, слабой базы игроков и плохого сетевого кода играть в этот самый myClub весьма скучно? К тому же получается странная конкуренция с другим внутренним сетевым развлечением — «Мастер-лигой».

Достоинства:

как всегда, у Konami получилось что-то очень близкое к настоящему футболу.

Недостатки:

ужасный интерфейс;

привычное отсутствие лицензий;

неубедительная графика;

бедные игровые режимы.