Заканчивается учебный год, школьники отдохнут, расслабятся и дадут отдых своим глазам. Взрослые тоже живут в ожидании лета и в предвкушении отпусков: природа, море, глаза, глядящие вдаль, а не на монитор компьютера, конвейер или закрывающую небо соседнюю многоэтажку.

Но причины близорукости кроются не только в нагрузке и утомлении глазных мышц, но и в наследственности, и в образе жизни, который мы вынуждены вести. Это, по сути дела, плата человечества за прогресс. Насколько эта плата велика, кому и в каких случаях требуется врачебная помощь, а кто может без нее обойтись? Об этом сегодня рассказывает в «Записках доктора» проректор по научной работе ГОУ ДПО НГИУВ, профессор кафедры офтальмологии, ведущий офтальмолог управления здравоохранения Новокузнецка доктор медицинских наук Александр Онищенко.

Близорукость (или миопия) — наиболее распространенная причина снижения зрения у населения во всем мире. Специалистами замечено: если в стране высокий уровень образования и развито наукоемкое производство, то миопия выявляется чаще. В Японии, например, почти 50 процентов жителей близоруки. Поэтому близорукость наряду с другими болезнями называют болезнью цивилизации.

В литературе приводятся десятки классификаций и терминов, которыми обозначают развитие этой болезни: осевая, прогрессирующая, дегенеративная, школьная, врожденная, стабилизированная миопатия и так далее. С одной стороны, это свидетельствует о многообразии причин ее развития, с другой стороны, о различных подходах к лечению.

Причинами развития близорукости могут быть наследственная отягощенность (один или оба родителя имеют миопию), врожденная патология (перенесенные во время беременности инфекции), высокая зрительная нагрузка на близком расстоянии (чтение, письмо, работа на компьютере), низкая физическая активность, гипоавитаминоз и другие. Снижение остроты зрения, связанное с близорукостью, чаще развивается в школьные годы.

Хочу успокоить уважаемого читателя — большая часть пациентов имеет неосложненную форму близорукости, которая успешно корригируется очками или контактными линзами и не вызывает сколько-нибудь серьезных нарушений внутренних структур глазного яблока. В этих случаях офтальмолог назначает глазные капли для купирования спазма глазной мышцы, внутрь — поливитаминные препараты. Рекомендуется оптимизировать зрительный режим, применять диету, обогащенную белками и витаминами, усилить физические нагрузки.

В редких случаях близорукость сопровождается дистрофией сетчатки, которая может привести к ее отслойке — тяжелому инвалидизирующему осложнению, которое может заканчиваться слобовидением и слепотой. Это выявляется вашим офтальмологом при осмотре глазного дна. Таким пациентам, как правило, требуется лазерное или медикаментозное лечение, ограничение в физических нагрузках и прочее.

Из-за своей значительной распространенности близорукость стала «удобной» болезнью для разного рода «целителей» и просто шарлатанов. Пациентам и их родственникам предлагаются различные чудодейственные средства, биологически активные добавки. Близоруких лечат «странными» компьютерными программами, используя компьютер как некое современное прикрытие ущербных методов. Причем одна и та же программа может «излечивать» все виды близорукости, глауком, катаракт, блефаритов, кератитов, что в принципе невозможно.

В то же время возможности современной офтальмологии очень велики. При желании пациента избавиться от очков или контактных линз возможно выполнение эксимерлазерного вмешательства на роговице и восстановление высокой остроты зрения. Обязательным условием для выполнения этой операции является стабильная миопия в течение не менее двух лет.

Даже при очень высокой близорукости (более 10 диоптрий) сегодня возможна реабилитация больных путем хирургической замены хрусталика или имплантации дополнительной линзы в полость глаза (искусственного хрусталика). Такие операции могут сопровождаться и некоторыми осложнениями, поэтому метод оптимального, в первую очередь безопасного лечения может назначить только ваш лечащий врач, которому вы доверяете.

Желаю всем здоровья и прекрасного зрения!

Маргарита Стахович, «Кузнецкий рабочий»