Роспотребнадзор упорно не обращает внимания на то, что миллионы россиян ежедневно приобретают в магазинах продукты не только с заниженной концентрацией полезных веществ, но и с повышенным содержанием всевозможных ядохимикатов.

Специалисты уверяют: из всех продуктов питания, предлагаемых российскому потребителю, по-настоящему эффективную проверку на безопасность проходит лишь крепкий алкоголь. «Некоторые опасные вещества, которые могут привести к быстрой смерти (например, метиловый спирт) в нем проверяются тщательно – халтурщика всегда можно вычислить в результате служебного расследования, – сообщил заведующий отделом Лимнологического института Сибирского отделения РАН Григорий Барам. – Что же касается любых других продуктов питания, в том числе детского, то здесь производителям и поставщикам предоставлена неслыханная в западных странах свобода».

«Токсины, действующие на организм не сразу, никто не проверяет, – продолжает ученый. – Содержание в них опасных для здоровья веществ в России не нормируется. Поэтому все виды продукции – овощи, фрукты, мясо, молоко – потенциально опасны в одинаковой степени». Ученый убежден, что именно полное отсутствие контроля – главная причина ухудшения здоровья населения и сокращения продолжительности жизни россиян.

Химзавод на полке холодильника

Вот данные, которыми уже несколько лет г-н Барам безуспешно оперирует в разговоре с чиновниками. В США, например, к химическим веществам, которые в определенной концентрации могут быть опасны для человека, относят около 800 пестицидов, в России – 450, однако реально проверяют лишь 4–5. Остальными интересуются, только если производитель указал, что использовал их при выпуске своего товара. В РФ обязательно контролируется только 4–5 антибиотиков, применяющихся при производстве сельхозпродукции. Остальные 35–40 препаратов (антибиотики, антисептики, гормональные стимуляторы роста) проверяются только в импорте и только в рекомендательном порядке. В Америке контролируются 3 тыс. пищевых добавок, у нас разрешены к применению только 476 (консерванты, красители, ароматизаторы, стабилизаторы, вкусовые добавки и пр.), но зато и норм для них нет. В питьевой воде в России обязательно контролируется только 9 органических веществ, хотя разработаны нормы для 702.

Большинство точечных проверок продуктов на безопасность – результат частных инициатив, осуществляемых на зарубежные гранты, которым наши власти объявили войну. Между тем, по данным «Гринпис», одной из важнейших проблем в России является повышенное содержание диоксинов в самых разных продуктах питания. Напомним, что это та зараза, от которой, как говорят, пострадал украинский президент.

Диоксиновый мир

Под диоксинами понимают два класса химических соединений с очень сходными химическими свойствами: полихлорированные дибензо-n-диоксины (ПХДД) и полихлорированные дибензофураны (ПХДФ). Всего 210 химических соединений. Это универсальные клеточные яды, способные вызвать у человека бесплодие, врожденные патологии, онкологические и системные заболевания – от аллергических реакций до склероза. Повышенное содержание диоксинов всегда выявлялось там, где располагались хлорные химические производства. Другой источник – мусоросжигательные заводы, где горят муниципальные отходы, и сжигание остатков сточных вод. Содержание этого яда обычно измеряется в миллиардных долях грамма – нанограммах (нг).

Вот данные «Гринпис России» по Уфе: содержание диоксинов в говядине в 3,6 раза превышает предельно допустимую концентрацию, в свинине – вдвое, в молоке и сыре – в 1,3 раза. Крайне неблагоприятная ситуация сложилась в Байкальском регионе. Наибольшие концентрации ПХДД и ПХДФ обнаружены в иркутских сливках (45,2 нг/кг) и говядине (39,2 нг/кг), сливочном масле (27 нг/кг) и свинине (20,3 нг/кг) из Байкальска. Между тем в Европе при содержании диоксинов в молоке в концентрации 1,4 нг/кг оно считается непригодным для употребления детьми. Что касается других регионов, где расположены крупные производства, использующие в своей деятельности хлор (Нижний Новгород, Ярославль, Череповец, Дзержинск, Чапаевск, Москва, Санкт-Петербург, Архангельск), то в большинстве из них загрязнение диоксинами воды и почвы в десятки и сотни раз превосходит предельно допустимые нормы.

«Пару лет назад в Голландии проверили молоко коров, пасущихся в 5-километровой зоне от мусоросжигательных заводов, и признали его негодным к употреблению, – рассказал «НИ» эксперт «Гринписа» Алексей Киселев.– Теперь правительство этой страны скупает молоко у фермеров и уничтожает его». Или другой пример. Руководство Евросоюза, как рассказал специалист, приняло директиву, по которой до конца 2006 года на территории ЕС запрещено продавать рыбу, выловленную из Балтийского моря, из-за повышенного содержания диоксинов. Исключение сделано лишь для стран, добывающих эту рыбу, – для Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии. Но и там любой продавец обязан оповещать потребителя о том, что в рыбе могут содержаться вредные вещества, и давать рекомендации о мерах предосторожности. У нас же балтийская рыба свободно продается, но на предмет диоксинов не проверяется, «и никакой информации потребителю ни власти, ни поставщики не сообщают».