С первого января 2017 года ведение системы ГИС ЖКХ станет обязательным для всех управляющих организаций под страхом штрафов. Между тем, участники отрасли жалуются, что на рынок вышел откровенно сырой продукт, который требует серьезной доработки. Ведение отчетности требует от управляющих организаций максимума ресурсов, при этом уже внесенные данные регулярно обнуляются и их приходится вбивать по новой.

С начала следующего года система ГИС ЖКХ начинает полномасштабную работу. Помимо прочего, это означает, что ТСЖ, ЖСК и управляющие компании начнут штрафовать в случае, если данные не буду размещены на сайте. Между тем, управляющие организации, которые пытаются уже сейчас начать работать в ГИС ЖКХ, жалуются, что система сырая и недоработанная.

Полноценный запуск системы был намечен еще на первое июля этого года, но в результате его сдвинули на начало 2017. Как отмечают эксперты, это было связанно, в том числе и с тем, что система не доработана и с точки зрения защиты от хакерских атак. Удалось ли повысить уровень защиты личных данных пока трудно сказать, поскольку сервисы, связанные с голосованием, до 2017 года заморожены. А вот возможности размещения информации вызывают постоянные нарекания у управляющих организаций, которые пытаются следовать закону.

Несмотря на это Минкомсвязи, курирующее этот проект, заявило, что причин дальше сдвигать срок не видит, потому что это единственный способ заставить управляющие организации разместить всю необходимую информацию. Напомним, что на разработку системы выделено 2,4 млрд руб. Проект реализован за счет собственных средств «Почты России». С компанией ЛАНИТ были заключены два контракта до 2018 года: один на основании конкурса на развитие системы (884,8 млн руб.), а второй на основании аукциона на эксплуатацию (981,6 млн руб.). Создается впечатление, что чиновники сейчас хотят сохранить лицо и выводят на рынок откровенно сырой продукт.

Все время уходит на заполнение отчетов

«В нашей ассоциации сто ТСЖ, во всех про эту систему отзываются мягко говоря нелестным образом. Люди чуть не матом кроют ее. Начальная идея была неплохая, но реализовано как обычно. Непонятно зачем так гонят, чтобы ее установили, просто, чтобы поставить галочку в отчете, что все внедрили. Подозреваю тут распил, не стоило столько туда вкладывать», — считает директор Ассоциации ТСЖ московской области, преподаватель РАНХиГС Сергей Белолипецкий.

В регионах недоумевают, почему систему начали массово внедрять под страхом штрафов, толком не обкатав в пилотных проектах.

«Глобальные системы надо опробовать на нескольких регионах, все отработать найти ошибки и исправить. А тут произошло странное явление, хотя изначально наметили пять пилотных регионов, в итоге все регионы ринулись подписывать соглашения. Не знаю, как это произошло, кто нажал, но подписали уже 80 регионов, таким образом вся страна оказалась пилотным проектом. Очевидно, что система сырая, требует доработки, а с 1 января уже наступает ответственность, для организаций, которые не смогли там разместить информации. Надзорные органы будут карман раскрывать — давай сыпь монету», — жалуется Сергей Атаманенко, председатель ростовской ассоциации ТСЖ.

Как говорят представители рынка, уже опробовавшие систему, в эксплуатации она крайне сложная, постоянно случаются сбои. Самая частая проблема – уже внесенная информация неожиданно слетает и приходится все заполнять по новой.

«Систему до сих пор перестраивают, если вносят изменения в свои вкладки, все рушится и приходится по-новому вписывать. Для ТСЖ или даже средней управляющей компании это огромная проблема – сколько времени надо потратить, чтобы занести все данные а через неделю все обрушилось, исчезло и новые данные надо вносить», — отмечает Атаманенко.

При этом, как отмечают участники рынка, работа в системе требует большого количества ресурсов. Фактически нужны отдельные сотрудники, которые будут посвящать все свое время ведению ГИС ЖКХ. При этом в ТСЖ, которые являются некоммерческими организациями, подобной штатной единицы быть не может. Поэтому работа с системой ГИС ЖКХ идет в ущерб управлению домов.

«Система сырая, с ней невозможно работать, люди вынуждены вручную забивать все данные, вместо того чтобы следить за домом. Все время уходит на заполнение отчетов. А сейчас, например, отопительный сезон начинается. Потом там ничего не держится, только все залил и все слетело. Получается, человек потратил полдня впустую, не успел основную работу сделать, а его еще и штрафуют за это», — описывает неутешительные реалии Белолипецкий.

Видно, что разработчики никогда не были на собрании

Как отмечают представители отрасли, создатели системы совершенно незнакомы со спецификой управления многоквартирной недвижимостью.

«Люди тратят время впустую, уже накипело, нами руководят непрофессионалы, которые никогда практикой не занимались. Помню, когда это обсуждалось как законопроект, сильно против концепции никто не возражал. Просто возникли сомнения, что деньги огромные, а как будет реализовано большой вопрос. Что называется, сглазили», — говорит Белолипецкий.

«Разработчики очень далеки от ЖКХ, они может и живут в многоквартирном доме, но видно, что ни разу не были на собрании собственников, не представляют как строится управление. Пытаются создать программу, а сами вопросом не владеют. Беда в том, что и заказчики плохо читали жилищный кодекс, тоже возникают проблемы почему система падает, слетают вкладки, не все данные», — согласен с ним Атаманенко.

Как отмечалось, для того, чтобы система полноценно работала, необходимо существенно доработать нормативно-правовую базу. В частности не хватает четких определений по разграничению по статусу, видов жилищного фонда (многоквартирный дом, дом блокированной застройки, танхаусы и т.д.). Помимо этого, для значительной части жилого фонда не проведена кадастровая оценка. Получается, что ее придется проводить самим ТСЖ, чтобы избежать штрафов, однако средств на это у них нет.

«Сейчас описание дома нигде не найдешь. В БТИ — одни данные, в Фонде капремонта — другие, в Фонде реформирования ЖКХ — третьи. Даже площадь дома рознится. Несмотря на то, что несколько лет назад были приняты постановления о кадастре, ни у кого нет ряда данных, которые надо вносить. К нам, например, кадастровые инженеры так и не приходили. Если говорить о старых домах, которые передали в управление, а таких большинство, то в технической документации, которую муниципалитет должен был передать, больше половины информации отсутствует. Передали только техпаспорт сорокалетней давности, который не соответствует действительности, за это время уже и окна сменили с деревянных на пластиковые, и вместо деревянной двери поставили железную – ничего из этого не было внесено. Получается, что всю техническую инвентаризацию спихнули на управляющие организации под страхом штрафов, а на какие деньги это делать непонятно», — отмечает Атаманенко.

Как он напомнил, в конечном итоге УК и ТСЖ оперируют деньгами жильцов, поэтому новые правила отчетности в результате обернутся увеличением платы за управление домом. При этом, уже сейчас жильцы имеют право не оплачивать платежки, если информация о размере платы за ЖКУ не размещена в ГИС ЖКХ. Учитывая, что даже организации, которые пытаются разместить такие данные, сталкиваются с большим количеством технический сложностей, понятно, что такое право уже есть у большого количества жильцов. Как только они им воспользуются управляющие организации столкнуться с серьезными кассовыми разрывами.

При этом это не единственная информационная система, связанная с ЖКХ, отметил Белолипецкий, пока, несмотря на обещание, другие системы, требующие раскрытия информации, не были интегрированы в ГИС ЖКХ.

«Это еще головная боль, если строго исполнять все законы, то в Московской области управляющие организации должны разместить однотипную информации на пяти разных площадках. Кому это нужно? На 90% данные везде совпадают, но каждый раз приходится тратить время, чтобы все вбить. Обещает, что когда-нибудь системы синхронизируют, но это как обещание коммунизма», — иронизирует Белолипецкий.