Правительство упростит ввоз импортного цемента на территорию страны. Отныне органы сертификации не будут проверять на границе качество ввозимого в страну стройматериала. Раньше по приказу Росстандарта зарубежный цемент задерживался на границе на 28 дней, чтобы проверить его вяжущие свойства.

Об этом сообщил замминистра промышленности Виктор Евтухов. По его словам, это вынужденная мера, поскольку осенью прошлого года из-за высоких темпов строительства в Центральном федеральном округе образовался дефицит цемента. Виновными назвали российских производителей, которые не справились со взрывным ростом потребления. Опасаясь повторения ситуации, власти решили открыть российский рынок для иностранных производителей.

По мнению чиновников, приход на рынок иностранных игроков должен подстегнуть отечественных производителей. Ожидается, что эта мера поможет заморозить цены на цемент.

Что происходит?

Цены на стройматериалы в 2021 году, по разным оценкам, выросли на 25–30%. Больше всего подорожали древесина и металл, особенно металлочерепица и доски. Как обычно, подорожание сильнее всего ударило по обычным людям: если в 2020 году простой дачник покупал ДСП-плиту за 500 рублей, то уже через год она стоила 1500–1700 рублей! Не менее заметно подорожали утеплитель, полипропиленовые трубы, фитинги, пиломатериалы.

Из всего многообразия стройматериалов практически на том же уровне остались только электрический кабель и строительные смеси. Экономисты объясняют это большим профицитом этих товаров и высоким уровнем конкуренции производителей в условиях низкой загрузки мощностей.

Забытые заводы

Цементная отрасль в России всегда была в тени более заметных игроков, например, металлургов и нефтяников. Последние лет 20 производители цемента не привлекали к себе внимания, стабильно поставляя на рынок 55–60 млн тонн своей продукции. Государство особо не обращало внимания на проблемы отрасли, которые с каждым годом становились все острее.

За последние несколько лет состояние цементной промышленности в России стало критичным: 39 заводов из 58 осуществляют производство по наименее эффективной, устаревшей «мокрой» технологии. Это ветхие советские предприятия, вокруг которых догнивают остатки полупустых моногородов.

Именно эти «мокрые» заводы производят основную массу российского цемента. Они требуют колоссальных денег на поддержание работоспособности, закупку сырья и производство по морально устаревшим и неэкологичным технологиям середины XX века. Естественно, что себестоимость «мокрого» цемента гораздо выше, чем «сухого».

И именно для таких заводов-ветеранов решение об импорте дешевого цемента может стать фатальным.

Угроза с Востока

Рынок устроен таким образом, что потребитель никогда не будет тратить лишние деньги. Например, из двух бутылок водки от разных производителей купят ту, что подешевле.

Точно такая же ситуация с цементом. Решение властей об импорте цемента открывает дорогу китайским, турецким и иранским производителям. Пока их доля на рынке не велика – всего лишь 1,7 млн тонн. Но уже в ближайшие месяцы поставки могут вырасти минимум в два раза.

Безусловно, для потребителя ничего страшного не произойдет. Наоборот, он сможет сэкономить за счет покупки дешевого импортного цемента. Его себестоимость составляет порядка 40 долларов за тонну, что на 10 долларов ниже средней стоимости российского цемента.

Но для отечественного производителя, вероятнее всего, настанут непростые времена. Его продукция рискует остаться невостребованной, что грозит неминуемыми финансовыми проблемами.

Выстрел в ногу

Не удивительно, что на фоне роста тарифов, электричества, логистики, оплаты труда и других факторов, из которых складывается себестоимость, издержки производителей цемента растут выше их доходов. При этом им удается более 10 лет держать цены на уровне ниже инфляции. Хотя другие стройматериалы растут как на дрожжах.

Цементники никогда не имели сверхприбылей, в отличие от тех же газовиков, нефтяников и металлургов. И наказывать их рублем именно сейчас, когда цементные заводы в России в последние годы были загружены в среднем на 50%, профицит мощностей превышает 44 млн т в год, а многие предприятия нуждаются в модернизации, полагаю не самое удачное решение. Безусловно, в краткосрочной перспективе импорт заморозит стоимость цемента. Но в то же время останется невостребованным несколько миллионов тонн российского цемента, который не сможет конкурировать с демпингом наших восточных соседей.

Скорее всего, российские производители будут вынуждены сокращать производство, чтобы не копить запасы невостребованной продукции. И уже через год-полтора, когда импорт перестанет покрывать потребности строителей, в стране может возникнуть очередной дефицит строительных смесей. И самым очевидным последствием такого дефицита может стать заморозка строительства жилья и инфраструктурных проектов, что неизбежно может вызвать повышение цен на недвижимость.

Стоит сказать, что власть не первый раз пытается регулировать рынок инструментами импорта. В результате мы почти лишились собственной текстильной промышленности, автопрома, микроэлектроники, обуви и лекарств.

Теперь на очереди – цементная промышленность?

Более того: под видом импорта на российские стройплощадки может попасть контрафактный цемент сомнительного качества, поскольку Росстандарт отменит обязательную норму таможенной проверки зарубежных строительных смесей.

Авторы: СЕРГЕЙ МАСЛЕННИКОВ