Стиль модерн, сформировавшийся на рубеже XIX-XX веков и известный под этим названием в России и странах Скандинавии, исторически назывался по-разному в разных странах. Во Франции, Бельгии и Англии его именуют «ар-нуво», в Австрии – «сецессион» (по имени объединения, возникшего в 1897 году в Вене), в Германии – «югендстиль» (молодой стиль), либерти - в Италии, в США - «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани). Немецкий вариант модерна отличается органичным сочетанием практичности, удобства и изящности, идеально подходит для обустройства жилых интерьеров.

Югендстиль был особенно популярен в 30 – 40-е годы прошлого столетия, стиль категорично отвергал роскошь классики, традиционные классические интерьеры, холодный ампир и переполненные драпировками и домашней утварью интерьеры. На смену обилию драпировок и красивой, но не всегда функциональной домашней утвари пришла простота, предметы простых округлых пластичных, гибких форм.

Отделка и материалы

В отделке широко применяется массив разных пород древесины, украшенная растительным орнаментом плитка, прозрачное стекло. Не исключается также пластик и металл, но при условии, что конструкция должна быть полой, мобильной.

Чем характерен этот стиль? В первую очередь плавностью линий. Всё в интерьере будто создано волной, вы не встретите прямых линий или углов. Дуги, арки и s-образные линии пришли в мебель, оконные и дверные проемы, декор. Текучесть линий визуально скрывает стыки между различными материалами и создает характерную для стиля композицию.

Именно поэтому практически все было создано из натурального дерева, поскольку только из него на тот момент можно было "слепить" всё что угодно. Его простота, доступность и пластичность позволяют создавать своеобразную стилевую мебель, декор, облицовочные материалы и т.д. Персональные фавориты модерна – это твердые и темные породы, такие как мореный дуб и бук.

Еще одним отличительным знаком югендстиля было обилие витражей. Таков был классический югендстиль. Появившиеся на рубеже XIX – XX веков новые технологии превратили стекло в один из главных материалов стиля модерн, а витражи сделали его визитной карточкой. В дизайне окон, дверей, мебели, стен и потолка то и дело фигурируют растительные орнаменты или женские образы. Сначала из металла делали каркас, а затем заполняли его элементами из цветного стекла. Витражи проектировали в связке с освещением – искусственным и естественным.

Потолки декорируются лепниной или сдержанной росписью. Для отделки стен также используется роспись или фреска, допускаются тканевые или бумажные обои со светлым цветочным орнаментом. Для отделки пола применима паркетная доска с квадратным или елочным рисунком.

Покраска в модерне не приветствуется, годится только лак, который подчеркнет и заморозит прекрасную от природы фактуру дерева. Соответственно, на роль напольного покрытия идеально подходит паркет.

Современный югендстиль остался таким же плавным и изящным, но дерево, которое преимущественно использовалось в былые времена, заменили на более современные, легкие и воздушные конструкции.

Мебель

Мебель, сантехника и другие составляющие интерьерной обстановки намеренно создавались без острых углов и безупречно прямых линий. Активно использовались инновационные материалы. В 1907 году в Германии было запущено массовое производство фанерованной мебели, ставшей своего рода визитной карточкой нового немецкого стиля. Дизайнеры, производители делали акцент прежде всего на доступность предметов интерьера. Качество и эстетика при этом не пострадали.

Штамповка машинным методом включала изготовление мебели и ее сборку. Именно в Германии открылась первая фабрика поточной мебели, с конвейера которой выходили узнаваемые изделия, отличавшиеся простотой, изящностью и необычной для того времени мобильностью.

Мягкая и корпусная мебель, выдержанная в стиле модерн, обычно имеет большие размеры, выглядит достаточно грузно и объемно. Ее массивность компенсируется за счет изящной формы и богатой отделки. Например, ножки мебели причудливо изогнуты. Большое внимание уделяется фурнитуре и остеклению. Это могут быть металлические или резные ручки, вставки и инкрустации из слоновой кости и перламутра, дверцы шкафов и буфетов из цветного или матового стекла.

Ковку нельзя отнести к обязательным атрибутом стиля модерн. Тем не менее это очень желательный элемент декора, который часто используется в оформлении перил лестниц или каминных решеток.

В модерне ковка получает изогнутые природные формы, напоминающие ветви дерева или стебель с лепестками. Вкупе с растительными мотивами интерьер придает необходимую завершенность и воздушность.

Сегодня югендстиль вновь приобрел актуальность. Он призывает к созданию открытых, свободных, не загроможденных пространств. Массивные мебельные гарнитуры, переполненная фурнитурой сантехника, многочисленные аксессуары в данном стиле под запретом. Их заменяют изделия с плавными мягкими контурами – так реализуется идея естественности. В декоративном оформлении отчетливо прослеживаются природные мотивы: морские волны, изогнутые стебли растений, языки пламени.

Цветовая гамма

Цветовая палитра разнообразна. В приоритете остаются пастельные тона. Серо-голубые, жемчужные, лиловые, зеленоватые и розоватые полутона акцентируются более яркими цветами витражей и элементов декора.

Современный югендстиль в интерьере стал более ярким, сегодня можно встретить все цвета радуги в югендстиле.

Освещение

Освещение желательно приглушенное. Для передачи атмосферы задействуют подвесные светильники с матовыми стеклянными абажурами, настольные светильники и торшеры.

Декор

Интерьеры югендстиля привлекают разнообразием символов и богатством декоративной отделки. Чтобы подчеркнуть историческую суть дизайна, можно добавить винтажные элементы, например, черно-белые фотографии в деревянных рамках или старинные часы.

В интерьере стиля модерн используются кованые предметы, стилизованные перила и решетки, фурнитура для мебели. Также модернисты прибегают к витражам, техникам мозаики и фрески. Для оформления интерьеров используются керамические изделия и скульптурные формы.

Флоральные мотивы. Интерьеры в стиле модерн не просто уходят от классической эстетики, они подражают природным формам и естественным узорам. Поэтому модерн так изобилует растительными и животными принтами. В историческом модерне и особенно в ар-нуво часто встречаются стилизованные изображения лилий, лепестков зеленых растений, бабочек и стрекоз. Причем четкая стилизованная направленность не зависит от отделки. Буйные природные формы принимают и дерево, и металлы. Натуральные оттенки материалов еще настоятельнее отсылают интерьер к природе.

В стилистических орнаментах используются изображения ириса, нарцисса, лилии, орхидеи. Также используется морская тематика с налетом мифологии: раковины, водоросли, русалки, нимфы. Модернисты также искали вдохновение в образах птиц.

Асимметрия. Модерн не разделяет любви классических стилей к симметрии. Выверенность и равномерность не про модерн. Он вдохновляется природой, которая слишком разнообразна, чтобы подгоняться под линейку.