А ведь и, правда, в калейдоскопах цветных бликов, отражающихся на полу и стенах католических соборов, есть что-то божественное.

Ссылаясь на новейшие археологические открытия, первые витражи были созданы еще в Древнем Египте, в царствование царицы Хатшепсуп и представляли собой скрепленные оконной замазкой кусочки цветного стекла. В Древнем Риме подобными витражами украшали частные дома и места общественного назначения.

Грандиозный расцвет витражного искусства приходится на эпоху средневековья. Основным его катализатором в середине IX-XIII века стала католическая церковь.

Религиозная тематика, цвет, ритм как бы нарубленных фрагментов – все было призвано играть на усиление роли религии в обществе.

Техническое производство витража тоже приобретает новые возможности. Появляется способ отливки листового стекла. Шаблонно нарезанные стекла расписывают и обжигают. Затем их оборачивают свинцовым профилем и спаивают в единое панно.

В средневековой архитектуре витраж не играл ведущей роли при строительстве храма, а служит декоративным дополнением и являлся организатором пространства. Религиозные и фольклорные сюжеты, свет, окрашенные цветным стеклом, ритм как бы нарубленных фрагментов – внушали восхищение и благоговение, и призваны играть на усиление роли религии в церкви.

В эпоху, когда люди верили в Божественное происхождение всего сущего на земле, когда в каждом доме жил домовой, а жизнь представлялась ареной борьбы темных и светлых сил, витраж являлся иллюстратором подобного мировоззрения. Свет, проходивший сквозь цветное стекло, рассматривался как выразитель разнообразия (но и несовершенства) земных существ, которые меняют свой изначально данный облик. Итак, основная особенность витража IX-XIII вв. является декоративность и яркость рисунка, динамика ритма и тесная привязанность к архитектурным формам.

Возрождение

Витраж эпохи раннего возрождения ещё несёт в себе мистицизм средневековья, но по мере послабления католицизма он утрачивает религиозные ноты и переходит в область светского вида искусства. Основная сюжетная линия – это фамильные гербы, портреты. Наибольшую популярность приобретают роспись, а если точнее живопись по стеклу. Однако, такое произведение лучше всего смотреть с близкого расстояния. Искусство витража стало носить камерный, кабинетный характер.

Главенствующую роль в производстве витражей такого плана занимала Западная Германия. Лишь позднее они появились и у других народов Европы – в Италии, Нидерландах, Испании, Польше.

Витраж каждой страны носил на себе проявление национального своеобразия. Тринадцатилетняя война, раскол католической церкви, подрыв экономики – все это приостановило развитие витражного искусства.

Новый подъем в витражном деле приходится на середину 19 века. Это эпоха больших войн и великих свершений, достижений науки и техники, развития личности. Огромный интерес к ремеслам средневековья, увлечение востоком и античностью дало новый интерес в искусстве, и в искусстве витража в частности.

С огромным ростом экономики, освоением новых технологий в архитектуре и строительстве, возникновение декораторских союзов вновь возрождается спрос на витражное искусство. Основоположниками нового направления стали Л. Тиффани, Л. Райт, Дж. Лэ Фарж, привнесшие новую концепцию «единства» взаимодействия архитектуры, интерьера и оконного проема. Технология сборки витража тоже меняется. Шаблонно нарезанные кусочки стекла вплотную подгоняют друг к другу, затем оборачивают медной фольгой и спаивают оловом. Линии рисунка становятся пластичными. Новейшие разработки в области стекловарения, позволили создать неоднородно окрашенные «радужные» стёкла.

Эпоха модерна

Пышный расцвет витражного искусства. Это время обращения взора к земной красоте вещей. В сюжетных линиях используются цветы, насекомые, животные, лица людей. Отдается предпочтение натуралистичной подаче объекта. Язык искусства стал общедоступным, а витраж достиг сверхъестественной популярности.

Современный витраж экспрессивен, абстрактен, эклектичен. Стилистические решения перекликаются с фотореализмом и плакатной живописью.

Ярчайший представитель современного витражного искусства – Луц Хофшилд, работающий в технике термополирования стекла.

Говоря о современном витраже, нельзя не вспомнить советский монументальный витраж, технологически представляющий собой очень оригинальный способ подачи – массивные глыбы цветного стекла, скрепленные между собой цементным раствором. Витраж получается объёмным, прочным, монументальным, а главное самодостаточным (Ф. Леже «Девочка и бусы»). По ритму фрагментов напоминая готический витраж. Очень жаль, что сейчас этот стиль совсем не востребован.

В настоящее время витражное искусство в России набирает рост. Обвальное строительство и потребность людей в роскоши, возобновляют у людей большой интерес к этому искусству.

Самой популярной является смешанная техника: фьюзинг (спекание), роспись, гравировка. Среди сюжетов: растительные фоны, животный мир. В создании сюжетов художники прибегают к разным эпохам и направлениям. Появляются новейшие технологии, открываются безграничные возможности для воплощения самых необыкновенных идей. Можно смело сказать, что у искусства витража в России большое будущее. Что касается стиля, то о нем пока рано говорить. Время покажет…