Граждан РФ ожидает серьезное повышение пошлин при выдаче ряда необходимых документов. В полтора раза увеличится стоимость получения загранпаспорта с чипом (до 5 тыс. руб.), водительских прав (до 3 тыс. руб.), в три раза (до 1,5 тыс. руб.) — свидетельства о регистрации транспортного средства. Соответствующий законопроект одобрило правительство, документ будет внесен в Госдуму.

Поправки, разработанные МВД и одобренные правительством, вносятся в ряд статей Налогового кодекса (НК). С 3,5 тыс. до 5 тыс. руб. предлагается увеличить госпошлину за выдачу загранпаспорта нового образца (с чипом), с 1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб.— для детей до 14 лет. Выдача СТС (свидетельства о регистрации транспортного средства) для автовладельцев обойдется дороже на 1 тыс. руб. (с 500 до 1,5 тыс. руб.), как и процедура получения водительских прав (с 2 тыс. до 3 тыс. руб.). Срок принятия законопроекта пока не называется.

Фактические расходы федерального бюджета на выдачу документов с чипами, создание «инфраструктуры обработки и хранения данных» компенсируются госпошлинами только на 42%, поясняют в правительстве, поэтому и понадобились поправки к НК.

«Предлагаемое увеличение размеров государственных пошлин позволит частично компенсировать затраты»,— говорят в правительстве.

Из документов, размещенных на сайте госзакупок Центром специального назначения безопасности дорожного движения МВД России (структурой, снабжающей документами региональные управления ГИБДД), можно заключить, что стоимость одного бланка СТС для ведомства варьируется в пределах 103–105 руб., водительского удостоверения — 250 руб. Размер госпошлины формируется также из стоимости работ, которые проводят инспекторы по обработке-проверке заявления, приему экзаменов, осмотру автомобиля, транспортировке-хранению бланков и т. д.

Напомним, стоимость регистрации машины для автовладельца на данный момент составляет 2,85 тыс. руб., сюда входят помимо пошлины за СТС пошлины за выдачу номеров (2 тыс. руб.) и за внесение изменений в ПТС (350 руб.). «В Москве и крупных городах большинство регистрируемых автомобилей — новые, поэтому лишняя тысяча рублей особой роли не будет играть,— пояснил “Ъ” эксперт в области регистрации автомобилей, пожелавший, чтобы его имя не звучало в СМИ.— Но в регионах совсем иная ситуация. Машины продаются за 100–200 тыс. руб., а старенькие "Жигули" и "Москвичи" и за 30–50 тыс. руб.». Многие водители экономят на регистрации, сохраняя номера, оставшиеся от прежнего владельца. Значительная часть таких машин и сейчас передается по наследству, по доверенности либо знакомым за символические деньги, считает гендиректор сервиса объявлений по продаже машин CarPrice Денис Долматов: «Возможно, еще большая часть таких машин будет менять хозяина без каких-либо регистрационных действий». По данным «Авито», в 2017 году на площадке сервиса было размещено 750 тыс. объявлений о продаже машин по цене менее 50 тыс. руб., в 2016 году — 880 тыс.

Повышение расходов на выдачу прав граждане, скорее всего, не заметят, считает главный эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей Александр Лыткин: «Удостоверения получают раз в десять лет». Более того, он предлагает вернуть госпошлину для процедуры сдачи экзаменов на водительское удостоверение (действовали в середине 2000-х). В 2015 году с этой идеей выступала и Госавтоинспекция: пошлину за сдачу теоретического экзамена предлагалось установить в сумме 1 тыс. руб., за площадку — 1,5 тыс. руб. и за город — 2 тыс. руб. Однако против этого выступил Минфин.

По данным ГИБДД России, в 2017 году права получили 5,5 млн граждан (включая и тех, кто менял удостоверение после утраты). Таким образом, бюджет получил 11 млрд руб. В начале апреля 2018 года Центр специального назначения безопасности дорожного движения МВД заключил контракт с АО «Гознак» на поставку 88,1 тыс. бланков водительских прав в региональные подразделения на сумму 22 млн руб.

В правительстве ранее сообщали, что планируемое увеличение пошлин позволит «частично компенсировать затраты на создание инфраструктуры для внедрения документов нового поколения, содержащих электронные носители информации».

Иван Буранов