Ежегодно в Женеве автомобильные компании демонстрируют свои главные премьеры. В 2019 году помимо новинок от Volkswagen, Mercedes-Benz, Toyota на выставке впервые был представлен российский бренд Aurus и самый дорогой в мире автомобиль за €11 млн. от Bugatti. Собственные концепты показали и недавно появившиеся автомобильные бренды Hispano-Suiza, Arcfox, Piech, GFG Style. С подробностями — корреспонденты «Автопилота».

У страха глаза велики. Тот, кто смотрел фильмы ужасов, прекрасно знает, что ожидание чего-то зловещего всегда страшнее, чем то, когда это уже начинает происходить на экране. Полупустой Парижский салон сентября прошлого года, казалось бы, предсказал близкую смерть такой форме общения с мировой прессой и потенциальными клиентами как автомобильные выставки. А шоу Илона Маска, который для презентации своих проектов просто устраивает онлайн-трансляции, и этот «стрим» видят миллионы, вроде бы показывает, в каком направлении следует двигаться.

Женевского автосалона, который вот уже много лет считается главным мировым смотром автомобильных премьер, прежде всего в люксовом сегменте, многие ждали с вполне обоснованной тревогой.

Но уже за несколько недель до его открытия, когда автопроизводители начали выкладывать в сеть анонсы своих новинок, стало понятно: осязаемость и живое общение с продуктом еще не окончательно пали под натиском всеобщей диджитализации.

Новые имена в автоиндустрии

Да, многих в Женеве не досчитались. Выставку давно уже прогуливает Volvo. Не приехали на этот раз такие традиционные экспоненты, как MINI и Hyundai. Зато было много новичков. Например, российский бренд Aurus. Россияне уже могли видеть автомобиль новой марки на инаугурации президента РФ в мае, и потом в сентябре на стенде автомобильной выставки в «Крокусе». И вот теперь случился зарубежный дебют, что, безусловно, важно для бренда, который адресует свою продукцию не только высшим госчиновникам нашей страны, но и собирается пустить ее в свободную продажу.

Стенд Aurus производил впечатление величия, но при этом устроен был со вкусом. Посетителей встречал Aurus Senat благородного коричневого цвета. Рядом можно было лицезреть тележку автомобиля с двигателем и трансмиссией, что должно было утереть нос тем маловерам, что считают, будто у нас только и могут, что нахлобучить свой кузов на импортные агрегаты. В специальной стеклянной комнате демонстрировался бронированный пульман-лимузин российского бренда.

Буквально по соседству еще одно новое имя. Arcfox — суббренд китайского BAIC, который инвестировал деньги не только в новые азиатские технологии, но и в старые европейские имена. После выступления СЕО компании на китайском языке на подиум вышел Вальтер да Сильва, в свое время работавший главным художником Volkswagen.

Еще одна европейская знаменитость — Роланд Гумперт, когда-то строивший суперкары Apollo. Настолько совершенные с точки зрения аэродинамики, что, как рассказывал господин Гумперт корреспондентам «Автопилота», «на высокой скорости прижимная сила такова, что теоретически автомобили могли бы ехать вверх колесами по потолку тоннеля». Сейчас эти технические чудеса спонсируют китайцы. Компания Gumpert делит стенд с китайским брендом Aiwais.

А вот еще одно знакомое имя — Piech. Если кто не в курсе, Пиех — это фамилия семьи, которой принадлежит контрольный пакет акций Volkswagen AG и от воли которой зависит очень многое в этом мультибрендовом автомобильном хозяйстве. Так вот, один из отпрысков этого семейства, Тони Пиех, решил основать новый германо-швейцарский автомобильный бренд и показал в Женеве первый прототип марки — это, конечно же, спорткар. Хотя, собственно, что другое можно было ожидать от человека, у которого папу зовут Фердинанд Пиех, а маму — Мадлен Порше. Модель называется Mark Zero, что говорит о том, что будет и продолжение.

К слову, и Volkswagen, и Porsche тоже не оставили Женеву без своих премьер.

На стенде Volkswagen можно было видеть Passat восьмого поколения, спортивный T-Roc R, а также концептуальное багги из электрического семейства iQ. А компания из Штутгарта накануне нового пляжного сезона показала кабриолет новой 911-й модели.

Продолжим тему Volkswagen, но вернемся к разговору о новых именах. Джорджетто Джуджаро, относительно недавно продавший свое знаменитое ателье Italdesign немецким хозяевам, видимо, затосковал по самостоятельной работе и основал вместе с сыном марку GFG Style. На стенде новой компании красовались сразу три экземпляра модели Kangaroo в трех разных модификациях — во всех них узнавалась рука маэстро: угловатые формы, много стекла, двери в стиле «крыло чайки». А, чтобы посетители не думали, что это просто макеты — на больших экранах демонстрировались ролики, как эти машины на бешеной скорости скачут по кочкам, как те самые кенгуру.

Вероятно, не менее резво может передвигаться по бездорожью кроссовер Lagonda All-Terrain Concept. Как можно догадаться из названия, это не серийная машина, а очередной концепт-кар от компании Aston Martin, которой принадлежит некогда знаменитый бренд Lagonda.

Ну, и чтобы закончить разговор о новых марках, обратим внимание на Hispano-Suiza. Марка некогда тоже была знаменитой, хотя нам она известна скорее по монологу Остапа Бендера, отжавшего у Корейко миллион: «А Козлевич, наш верный Адам, получит новую машину. Какую вы хотите, Адам Казимирович? “Ройс”? “Испано-сюизу”?» На стенде возрожденной марки можно было увидеть и старую, классическую машину, и выполненный в изящном ретро-стиле новый автомобиль марки. «Супер-люкс-гранд-турер» Carmen стоит полтора миллиона евро. Разгон до «сотни» меньше трех секунд. Двигатель, конечно же, электрический. И здесь мы подходим к главной теме выставки.

Гибридизация и электрификация

На стендах Mercedes-Benz и BMW стояли два автомобиля, в аннотации к которым было написано, что это — final edition, то есть «последние», «завершающие». 12-цилиндровые моторы, некогда считавшиеся серьезным маркетинговым инструментом, своеобразным пропуском в представительский класс, уходят в прошлое.

То есть у состоятельных граждан сегодня есть последний шанс купить Mercedes-AMG S65, а также «семерку» BMW c V12 под капотом.

Буквально все остальное, что показали немецкие компании, было либо электрическим, либо гибридным. В том числе мировая премьера — новый кроссовер BMW X3 или предсерийный мерседесовский микроавтобус EQV — готовую к производству модель обещают показать в сентябре, на автосалоне во Франкфурте. Исключением из этого «царства электричества» стали, пожалуй, мировые премьеры мотоцикла с шильдиком «М» — BMW Motorsport теперь занимается и двухколесной техникой — а также мощный Mercedes-AMG 53 4MATIC+.

В тех же резиновых перчатках и обуви на резиновой подошве, вероятно, нужно было бы посещать стенд Audi. Чтобы не получить поражение электротоком. Уже в недалеком будущем компания из Ингольштадта хочет сделать «чистыми», если не все, то большинство своих машин. И на женевской выставке это было заметно невооруженным глазом.

Нас с вами тема электричества, понятное дело, волнует мало. И в каршеринге мы пользуемся нормальными машинами с нормальными двигателями внутреннего сгорания, а не электрическими двухместными недомерками типа Citroen Ami One — французская компания спроектировала электрокар специально для аренды.

То есть неужели на автосалоне не было ничего, что было бы адресовано в том числе и российскому рынку? Ну, почему же. Вот вам Toyota Supra. Как раз во время салона было объявлено, что квота на Россию составит 22 автомобиля. Если любите погорячее, то можно обратить внимание на Ferrari F8 Tributo с 720-сильным двигателем. А еще новый KIA Soul, обновленная Mitsubishi ASX, совсем новая Mazda CX-30.

Наконец, не будем забывать, что автомобиль уже давно из роскоши или средства передвижения превратился в мультикультурное явление. На которое в конце концов можно просто посмотреть. Куда будет развиваться дизайнерская мысль марок, показали KIA, Alfa Romeo, FIAT, Skoda, Mitsubishi…

Иными словами, если подвести итог, то можно сказать, что, несмотря на то что мир вокруг нас стремительно меняется, Женеву по-прежнему можно считать оплотом консерватизма. Бесплатный швейцарский сыр, как и раньше, бывает только в мышеловке. Швейцарские часы показывают, что «еще не вечер». А самые главные автомобильные премьеры года случаются именно здесь — на Женевском автосалоне.

Дмитрий Гронский, Анна Килимник