Первые «брызги» ожидающейся волны штрафов с камер фото- и видеофиксации за нарушение пропускного режима автовладельцами в период эпидемии коронавируса получили как минимум двое жителей столицы. Одно из таких постановлений уже обжаловано. Подробнее в ситуации разбирался портал «АвтоВзгляд».

Участник сообщества «Синие ведерки» Максим Чирков получил на днях штраф от Московской административной дорожной инспекции (МАДИ) на сумму 5000 рублей по ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП Москвы за проезд на автомобиле, не вписанном в цифровой пропуск. Нарушение было выявлено камерой автоматической фиксации 22 апреля. В настоящее время штраф обжалован, поскольку ранее Максим Чирков законопослушно оформил пропуск и вписал туда госномер своего автомобиля.

Еще об одном аналогичном штрафе сообщила семья москвичей утром 28-го апреля. Его история куда более запутанная. Сначала постановление о взыскании 5000 рублей с собственника автомобиля «высветилось» на портале проверки штрафов, как наказание за парковку на газоне. При последующей проверке через московский «Автокод» и звонка в МАДИ оказалось, что штраф вынесен все-таки за невыполнение требования режима повышенной готовности на территории Москвы по четвертой части московского КоАП.

— Нам тоже такой штраф пришел, — написала в сообществе «Синие ведерки» Екатерина Горбова. — В тот день пропуск поверяли на полицейских постах в Ивантеевке и Мытищах и все было нормально. Фото машины в постановлении датировано 22.04, а 27.04 мы вписали в пропуск другую машину. И, как оказалось, сразу после этого, уже 27-го, нам оформили штраф на первую машину, «засветившуюся» на камерах тремя днями ранее! Получается, что чиновники проверяют пропуск на машину не по состоянию на момент ее фиксации, а когда сотруднику МАДИ придет в голову вынести постановление. Если это так, то это просто неописуемое издевательство, — возмущается Екатерина Горбунова.

— Подобные штрафы абсолютно незаконны, поскольку получается, что дублируют друг друга, — прокомментировал ситуацию порталу «АвтоВзгляд» юрист Марат Аманлиев. — У нас есть КоАП РФ, а региональные субъекты вправе устанавливать административную ответственность только в том случае, если она отсутствует на федеральном уровне. По той логике, которую сейчас пытаются применить московские власти, можно уже просто добавить собственную «автомобильную» главу в КоАП Москвы и всех штрафовать по нему или даже по обоим КоАП сразу, вынося штрафы пачками. Но с нормами закона такая практика не имеет ничего общего, — считает правозащитник…

Гражданам, попавшим в подобную ситуацию, юристы рекомендуют не терять время на поиски справедливости у чиновников МАДИ. Заявление с требованием обжалования незаконно вынесенного постановления следует направлять сразу в суд. В жалобе следует указать, что ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ позволяет выносить штрафные постановления на основании материалов фото- и видеофиксации нарушений только за нарушения ПДД и в сфере городского благоустройства. Согласно ей, применение прописанного в ней юридического механизма для наказания граждан по ст. 3.18.1 КоАП Москвы неправомочно и может рассматриваться, как самоуправство.

Кроме того, вынесение таких постановлений по этой статье столичного КоАП прямо противоречит позиции Верховного суда РФ, озвученной им в «Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1» от 21 апреля 2020 года.

После отмены штрафа будет не лишним также направить в МВД, Роскомнадзор и Генпрокуратуру запрос о том, на каком основании МАДИ, вынося неправосудное постановление о пятитысячном штрафе, получила личные данные собственника ТС. Ведь МВД предоставляет подобные сведения МАДИ для администрирования наказаний в рамках КоАП РФ, а не КоАП Москвы. Получается, что имеет место незаконное использование персональных данных граждан.

Напомним, что штрафы за нарушения, выявленные средствами видео- и фотофиксации, выносятся в упрощенном порядке, без административного расследования, то есть без составления протокола, взятия объяснения и прочих разбирательств. «Письмом счастья» владелец автомобиля сразу признается виновным, а в случае своего несогласия с постановлением или ошибки, доказывать, что «я не я и лошадь не моя», бегая по судам и ведомствам — придется всецело незадачливому автомобилисту.

Но поскольку мелкие «проблемки» граждан, оказавшихся лицом к лицу со столь же суровым, сколько и абсолютно сырым «цифровым законодательством» Москвы, градоначальство не особо волнуют, вероятно, что в ближайшие недели многим москвичам и жителям подмосковья предстоит увлекательный квест по обжалованию подобных штрафов.