Хичкок. Фолкнер. Уайет. Американский Юг. Послевоенное время. Облако тегов уже вырисовывает весьма определённую картину. А если сдобрить её изрядной дозой психоделии и добавить, что Loretta — это игра российского разработчика? Уже любопытнее?

Жанр Приключение

Издатель DANGEN Entertainment

Издатель в России Нет

Разработчик Яков Бутузов

Минимальные требования Windows 7 и выше или MacOS 10.12 и выше, процессор уровня AMD Phenom II X4 955 3,2 ГГц, 4 Гбайт оперативной памяти, видеокарта уровня NVIDIA GeForce GTX 550 Ti, 1 Гбайт на жёстком диске

Дата выхода 16 февраля 2023 года

Возрастной ценз От 18 лет

Платформы ПК

Играли на PC

Американская мечта Лоретты Харрис, на первый взгляд, ладится: свой дом среди бескрайних полей пшеницы, муж — вполне успешный писатель, есть машина, электрический тостер и холодильник. Или были в какой-то прошлой жизни?.. Ну а муж всё-таки есть или куда-то пропал?.. Или всё это — иллюзия? Из-под разломанных половиц на крыльце торчат ржавые гвозди, в подвале зловеще гудят трубы, на кухню залетел ворон. На дворе — 1947 год. Лоретта едет покупать крысиный яд («Почти без вкуса, только легкий запах миндаля!»), но травить им крыс не собирается.

Впервые в Loretta я поиграл ещё в 2021 году — тогда Яков Бутузов, врач-эпидемиолог по образованию и сольный разработчик инди-игр по призванию, выпустил небольшую игру на itch.io вскоре после выхода своего дебютного коммерческого произведения, DOM RUSALOK. Казалось, что коротенькая, но чрезвычайно атмосферная зарисовка про отчаяние и жуть, что скрывается за колышущимися колосками пшеницы, так и останется ловкой пробой пера. Но вот, спустя два года, та Loretta превратилась в Loretta Demo, и мы можем познакомиться с историей Лоры Харрис уже на новом уровне.

Конечно, Яков над игрой в итоге трудился не один — чай не Лукас Поуп: с визуальной составляющей ему помогла художница Дарья Водяная, с музыкой — композитор Ефим Мыльников, да и выпущена игра в итоге под крылом пусть небольшого, но всё же настоящего издательства Dangen Entertainment. И несмотря на определённое размытие обязанностей и укрупнение формы, атмосферу, цепко схваченную в десятиминутной короткометражке, удалось масштабировать на полновесное трёхчасовое приключение — с ветвящейся структурой и разнообразными концовками.

Именно атмосферой Loretta и цепляет в первую очередь. Достаточно просто и местами даже бедно оформленная, игра очень точно передаёт суть изнуряющего тело и дух пекла, в которое попала героиня. По сути, перед нами двухмерный пиксельный разговорный квест в стиле произведений Рема Михальски (Downfall, The Cat Lady, Lorelai), но с необычными элементами и особенным творческим взглядом.

Это психологический триллер, действие которого происходит по большей части днем — прятать ужасы в тени здесь нет нужды. В мире Лоретты — штат не называется, но американский Юг считывается безошибочно — бывает ночь, но большую часть времени палит солнце. Она словно попала в почти вечное солнцестояние, с доносящимися с полей хоралами (в поле собирают урожай), с развевающимся на ветру бельём (всё белое!) и золотистой пшеницей, которой нет ни конца, ни края. И только по мере скатывания героини в её личный ад окружение начинает меняться.

Игровой процесс при этом как таковой не меняется, но в нём постоянно слегка иначе расставляются акценты — для этого используются в первую очередь вставки между главами, с головоломками и мини-играми. И это, пожалуй, самая спорная часть Loretta, здорово работающая на понимание психологического состояния героини и погружения в её внутренний мир и одновременно несколько ломающая ритм повествования; по большей части чрезвычайно простые, некоторые мини-игры оказываются раздражающе неочевидными — совершенно непонятно, что в них нужно делать. В итоге всё же соображаешь, но изяществом эти гейм-дизайнерские решения не блещут.

При этом с основной частью, повествовательной, полный порядок — автору удалось нащупать тонкий баланс между отстранённым повествованием и вовлечением в этот процесс игрока. Мы можем не только выбирать варианты ответа для видимой интерактивности, но и влиять на происходящие события, в том числе самым радикальным образом. При этом история остаётся стройной на всём протяжении игры при любом выборе — просто меняется её настроение, а не только концовки, которые в иных играх бывают порой оторваны от происходящего. Здесь ситуация другая — к одному из финалов вас подталкивает не только просто сухой алгоритм сделанного выбора, но и то, как вы эти выборы воспринимаете. И какой становится Лоретта.

По сути, Loretta сосредоточена не на последовательности событий, не на истории, рассказанной как бы со стороны (хотя мы на всё смотрим как раз таки со стороны — более того, элементарно сбоку), а на внутреннем состоянии героини, сделавшей однажды выбор, продиктованный отчаянием, ревностью, нелюбовью, трагедией из прошлой жизни и… и есть ли тут что-то ещё? Насколько тронута душа Лоретты этой коррозией насилия? Можно ли сохранить себя, ступив на дорогу, ведущую в ад, — и, может, даже в какой-то момент с неё свернуть? Loretta — действительно хороший психологический триллер, который концентрируется на человеке и его безумии, а не декорациях, нагоняющих саспенса.

Хотя с саспенсом здесь тоже всё в порядке, даром что графика в игре довольно условная, а базовыми методами запугивания игрока (скримеры или ужасающие сцены насилия) Ян Бутузов осознанно пренебрегает. Опять же, мы имеем дело только с внутренним напряжением, отражающим состояние героини.

К слову, о графике — в какой-то момент к весьма простенькому пиксель-арту не просто привыкаешь, а начинаешь получать некоторое удовольствие. Подозреваю, что в монохромной «нуарной» версии — перед началом игры можно выбрать, в цвете запускать игру или оставить чёрно-белой, — Loretta производит даже более сильное впечатление. При этом стоит отметить, что цвет принимает заметное участие в создании атмосферы. При всей простоте визуального исполнения с оптимизацией есть некоторые проблемы — отдельные сцены простенькая графическая плата моего ноутбука (NVIDIA GeForce MX150) обрабатывала с большим трудом. Также могу отметить не всегда аккуратную редактуру текста на русском. Впрочем, ощущения «кустарного» проекта Loretta, несмотря на эти огрехи, не вызывает.

***

У Loretta получилось не просто здорово передать настроение послевоенного американского Юга и погрузить игрока в иссушающую душу атмосферу — всё это, замечу, довольно простыми методами. И не просто рассказать напряжённую историю, прочитать все повороты которой невозможно до самого конца. Она смогла показать нам мир героини — и позволила пройти с Лорой Харрис её последние мили по шоссе, ведущему в никуда.

Достоинства:

здорово переданная атмосфера и стиль заданного времени и места;

психологически выверенное повествование;

хороший баланс между историей и возможностью влиять на происходящее.

Недостатки:

не всегда качественно написанный текст;

небольшие технические огрехи;

местами метафоры становятся слишком прямолинейными.

Графика

Достаточно непритязательный пиксель-арт, который, тем не менее, не приходится терпеть. Во-первых, к графике Loretta быстро привыкаешь, во-вторых, ей есть чем удивить.

Звук

Отлично подходящий атмосфере игры саундтрек, колеблющийся между напряжёнными струнными сюитами на манер хичкоковских фильмов, нуарным джазом и атмосферной фортепианной неоклассикой. Озвучки, само собой, нет.

Одиночная игра

Условно нелинейное приключение, сочетающее, по сути, визуальную новеллу в 2D-формате с вставками-интерлюдиями, представляющими собой не слишком сложные (обычно) головоломки.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Общее впечатление

Мрачный психологический триллер, которому удается сосредоточиться на главном — внутреннем мире героини, ступившей на путь зла. Несовершенный, но определённо заслуживающий внимания.

Оценка: 7,5/10