Я продолжаю получать письма с просьбами помочь выбрать фотоаппарат. Обычно в письме так и написано: «Помогите мне с выбором фотокамеры!» И всё. Боюсь, что ни я, ни кто другой не поможет вам с рекомендацией конкретной модели. Но вопрос остаётся актуальным. Поэтому я решил ещё раз вернуться к этой теме, и подробнее рассмотреть разницу между многочисленными моделями и категориями фотокамер.

От чего вообще зависит качество сделанных фотографий? Я назову три главных составляющих влияющих на качество снимков.

Первое и самое главное – это объектив.

Второе – это матрица.

И третье – это алгоритм программы, которая обрабатывает изображение для хранения на карте памяти (кроме форматов RAW).

Хорошие объективы маленькими не бывают. Они должны обладать достаточной светосилой (относительным отверстием диафрагмы 2-2.8), качественными линзами и некоторыми другими параметрами, о которых Вы можете и не знать. Кого интересуют подробности этих (и других) характеристик, могут почитать специальную литературу, а остальным можно принять на веру: на наших любимых мыльницах хороших объективов не бывает!

Объектив должен давать на матрице чёткую картинку без всяких искажений. Только в этом случае можно говорить о необходимости хорошей матрицы. Качество матрицы, помимо совершенства технологии её изготовления, напрямую зависит от её размера. И разрешение в количестве пикселей ещё не даёт право говорить о её качестве. Более того, на компактных фотокамерах разрешение матрицы более 8-10 Мп вообще не даёт заметного эффекта (кроме увеличения «веса» фотографии в Мб), и является скорее рекламным трюком производителя, чем реальным повышением качества готового снимка.

Сейчас есть уже мобильники с разрешением 8 Мп. Но кроме размера фотографии заметного улучшения тут нет. На моём телефоне камера 5 Мп, но при сильном увеличении уже больше видны дефекты оптики, чем матрицы. Размеры пикселя настолько малы, что возникают уже препятствия на физическом уровне распространения света. По этой (и некоторым другим) причинам, на наших "мыльницах" отверстие диафрагмы ограничено пределами до f5.6.

Другими словами, у компактных фотокамер существует свой физический предел качества (который уже практически достигнут).

Третьим параметром, определяющим качество конечного снимка, является способ и качество сжатия изображения, полученного с матрицы. Исходное изображение достигает десятки мегабайт, и фотокамера обрабатывает его («сжимает») перед записью на флешку. Большинство фотокамер использует формат jpeg. От алгоритма сжатия будет зависеть визуальное качество снимка (тут помимо объективных оценок вмешивается ещё и субъективное восприятие снимка). Ещё от этого зависит быстродействие фотоаппарата. В этом модели цифро-компактов могут сильно различаться. Значит третий параметр – это характеристики процессора фотоаппарата и его программное обеспечение.

Полу- и профессиональные фотокамеры имеют формат RAW. По сути, это просто несжатое изображение с матрицы, записанное «как есть», без внесения в файл разных изменений о яркости, контрасте и т.д. Потом изображение обрабатывается уже на компьютере в соответствии с желанием фотографа. Но чтобы записать такой большой файл на карту памяти, нужны мощный процессор, большой объём флешки и больше времени перед повторным снимком. Это создаёт некоторые трудности в использовании этого формата.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы -

Преимущества компактных фотокамер:

Малый размер, позволяющий носить фотоаппарат всегда с собой, и оперативно делать снимки в подходящий момент. Достаточно высокое визуальное качество фотографий, позволяющее редактировать снимки на компьютере и печатать их на фотобумаге.

Невысокая цена.

Большой ценовой разброс, позволяющий выбрать себе фотокамеру «по карману», без потери качества снимка. (Существенная разница тут будет только в количестве «наворотов», разных дополнительных функций, которые расширяют область применения мыльниц, в быстродействии и т.д. Но качество конечного снимка сильно не пострадает.) Огромный выбор по дизайну и производителю, позволяющий выбрать камеру по своим потребностям.

Простота в эксплуатации, т.к. очень много функций автоматизировано.

И ещё то, что Вы сами считаете преимуществом.

К недостаткам можно отнести ограничение по разным сложным и специальным условиям съёмки. Небольшое количество ручных настроек. Недостаточное качество снимков в мелких деталях, что создает видимую разницу с качеством профессиональных фотографий. «Мыльницей» всё не сфотографируешь!

Преимущества полу- и профессиональных фотокамер:

Высокое качество изображения.

Возможность фотографировать в самых разных условиях – ночь, спорт, макро-микро и т.п.

Возможность смены объективов, использование которых позволяет получать очень выразительные и качественные фотографии.

Возможность применения дополнительных инструментов, такие как вспышки, кольца, ДУ и т.д.

Путь к дальнейшему совершенствованию, как имеющейся техники, так и самого фотографа.

Из недостатков можно отметить большой вес и объём сумки с принадлежностями. Высокую цену.

Конечно, существуют и разные промежуточные варианты фотокамер. Но принцип остаётся таким. Посоветовать Вам какой-то конкретный фотоаппарат я не могу – просто всех моделей даже не знаю, и практически каждый месяц появляются новинки, за которыми уследить трудно.

Но надеюсь, что эта статья поможет Вам самим определиться со своими желаниями и намерениями. И Вы выберете именно то, что нужно именно Вам. Но если у Вас уже и есть фотокамера, надеюсь, что из этой статьи Вы почерпнули новые знания, или нашли подтверждение уже известным.

Итак, каким фотоаппаратом Вы будете снимать – решать только Вам. Я, например, фотографирую в разных ситуациях разными фотоаппаратами. И больше всего у меня кадров (документальных), снятых на мобильник Nokia N95 5Мп. Потому что он всегда с собой! А зрительное восприятие снимка в первую очередь формируется содержанием (хотя разумные пределы всё-таки должны быть!). Вы же восхищались когда-нибудь классными фотками в интернете, даже когда их порядком ужали перед загрузкой! Это не призыв к созданию посредственных фотографий, а просто напоминание о главной задаче фотографа.