Знаменитый американский актер, звезда таких картин, как «Скала», «Адаптация», «Сокровища нации», «Воздушная тюрьма» и «Призрачный гонщик», разоткровенничался перед премьерой своего нового фильма «Джо»

Персонаж Кейджа, решившего открыть себя заново в качестве серьезного драматического актера, - мачо с непростым криминальным прошлым. Он встает на сторону работящего подростка, регулярно избиваемого отцом-алкоголиком. Джо не назовешь идеальным киногероем (он посещает бордель и употребляет алкоголь, садясь за руль), но, прежде чем истечь кровью, он позаботится о том, чтобы жизнь неродного ему парня сложилась более радостно...

- Вы не раз говорили о том, что неустанно ищете правду характера. Здесь удалось ее найти?

- Думаю, что правдивым можно быть, даже играя в барочной, оперной манере, что я и делаю в своих приключенческих фильмах. Если удается найти эмоциональное содержание роли, это влияет на стиль, в котором работаешь. Таким образом удается войти в контакт с публикой и в то же время остаться правдоподобным. Но в фильмах, подобных «Джо», приходится играть тихо, пытаясь забраться вглубь своего персонажа и просто существовать как он. Прибегать к каким-то актерским приемам не нужно, нужно просто прислушаться к собственным воспоминаниям, к своему жизненному опыту и найти такое понимание персонажа, которое дало бы тебе возможность играть без всяких примочек. Слово «играть» иногда означает для меня «лгать». Но в данном случае речь идет не о том, чтобы натянуть на себя маску, а, наоборот, о том, чтобы раздеться, предстать обнаженным.

- Какой личный опыт помог вам создать образ Джо?

- Я не могу углубляться в нюансы, не могу поведать вам обо всех сделанных мной в жизни ошибках... Но я использовал этот негативный опыт для создания чего-то позитивного, претворив его в образ Джо. Знаю только одно: я живу среди людей. Я не прячусь от них за воротами замка из слоновой кости, у меня нет личного самолета, я летаю обычными коммерческими авиалиниями и постоянно общаюсь с людьми. И это поддерживает во мне понимание того, что есть человек. Вот недавно я летел в Европу из Америки самым обычным рейсом и наблюдал за пожилой женщиной, которая явно перепила. Мой сын играл в компьютерную игру со своей матерью, он совсем не шумел, но эта тетка грубо на него рявкнула и потребовала выключить компьютер. Я ей говорю: «Простите, в чем проблема? Ведь звук выключен!» Спросил и у стюардессы, чего добивается эта женщина. «Она просто выпила и полагает, что ваш ребенок шумит», - ответила стюардесса. «Ну тогда понятно, она просто хочет, чтобы я выключил своего сына», - сказал я. Решил с ней больше не разговаривать, но она стала нехорошо смотреть на сына. И я рявкнул так, что слышал весь самолет: «Прекратите на него пялиться!» Этот опыт не назовешь приятным, но, можете быть уверены, в каком-нибудь фильме я обязательно его использую, и вы почувствуете, что я все это прожил.

- Вы верите в систему Станиславского?

- Да, я верю во все системы, все они хороши, хотя подходы у всех разные. Есть такой профессор, Брайан Бэйтс, он - действующий шаман. Он пишет книги и по шаманизму, и по актерскому мастерству. В них он доказывает мысль о том, что современные актеры ничем не отличаются от древних шаманов, которые в дохристианские времена уносились в полет своего воображения с целью дать какие-то ответы на вопросы, назревшие в их деревнях. Кино ничем от этого не отличается! Актеры ищут героев, являющих собой отражение современного общества, которое может найти для себя в их работе что-то полезное. Все это связано с реальной жизнью. А добраться до нее можно разными способами - при помощи системы Станиславского, или снов, или предметов, которые дают тебе энергетику. Все средства хороши для того, чтобы избавиться от искушения играть и приобрести веру в реальность того, что ты делаешь как актер. Я предпочитаю не играть, а быть. Актерские школы хороши для начинающих, для того чтобы они научились пользоваться собственным актерским инструментом. Актерская игра, по сути, ничем не отличается от игры на скрипке, гитаре или фортепиано. Нужно привыкнуть к звуку своего голоса, своей манере движения, обрести уверенность в своих силах, чтобы потом отпустить на волю все эти знания и найти собственные средства выразительности, свой способ попадания вглубь персонажа.

- Вас сразу привлек предложенный вам литературный материал?

- Да, хотя финал книги Ларри Брауна, по которой снят «Джо», сильно отличался от того, что было в киносценарии. В книге финал был открытым, чем закончится история Джо, непонятно. В фильме, напротив, все ясно. Но ясно также и то, что писатель Ларри Браун имел собственный, ни на кого не похожий голос - голос американского Юга, сердца моей страны, мест, которые совершенно не похожи на те, в которых я вырос... Открывать все это в себе было очень интересно. Еще меня всегда потрясало желание Ларри во что бы то ни стало стать известным писателем. У него же не было никакого образования! Ларри был простым пожарным, который вдруг решил, что станет писателем. Он писал и писал, а его все отвергали и отвергали. И так 15 лет! Но все же ему удалось добиться своего и стать тем, кем он хотел, а именно великим американским писателем. По-вашему, это не удивительная история? А еще Ларри был очарован собаками. Он их обожал! Когда он стал зарабатывать какие-то деньги, он тратил их на собак. В фильме тоже есть отсылка к собачьей теме.

- А вы сами собак любите?

- Да. Хотя не могу сказать, что помешан на них. Но собаки, безусловно, божественные существа.

- Что заставило вас поверить режиссеру Дэвиду Гордону Грину - представителю нового поколения в независимом американском кино?

- Я большой поклонник Дэвида. Он представляет собой уникальный голос в нашем кино. К тому же в этом году он реально привлек к себе большое внимание, поскольку выпустил сразу два фильма - «Повелитель лавин» и «Джо». Первый был более комедийным, второй - несравненно более драматическим. Но что меня в нем привлекает больше всего, так это то, что он всегда стоит за своих персонажей, за актерское исполнение, за поиск путей к правде характеров - часто через импровизацию, когда и слов не нужно, достаточно просто посмотреть друг другу в глаза...

- Вы сыграли многих неприкаянных, иногда довольно безумных и странных персонажей, но Джо - пожалуй, один из наиболее ярких ваших героев. Согласны?

- Так и есть. Даже по сравнению с моими героями из «Покидая Лас-Вегас» и «Поцелуя вампира». Я только что сыграл еще одного такого героя в триллере «Токарев». Все это роли, потребовавшие от меня сильных эмоций.

- До «Джо» вы целый год не снимались в кино. Что изменилось за это время?

- Я все тот же актер. К работе над каждым своим фильмом отношусь с той же обязательностью, что и всегда. В этом смысле я не изменился. В свое время я сделал осознанный выбор - решил попробовать себя в популярном кино. Я хотел сняться в фильмах ужасов, триллерах, даже комиксовых ужастиках - таких, как «Призрачный гонщик» или «Время ведьм». Я постоянно анализировал себя как актера, и мне не хотелось застрять на стадии натурализма, что является самым обычным делом. Не все поддерживали мой выбор, но я хотел играть такие оперные, барочные, сюрреалистические роли. Кому-то казалось, что это слишком, но именно такими они и задумывались - это не случайно вышло, я все держал под контролем, мне все было интересно попробовать. Критикам или зрителям это могло не нравиться, с этим у меня проблем нет: для меня главное, чтобы мне самому было интересно. И когда я все перепробовал, я решил на год уйти в отпуск и сделать потом что-то более спокойное, минималистское, предполагающее внутреннюю работу. Мне недавно исполнилось 50 лет, я многое пережил, и я хотел отразить этот опыт в одном из своих фильмов, в котором я бы мог уже перестать играть и попробовать просто быть.

И когда я прочитал сценарий «Джо», я сразу почувствовал, что это мой шанс это сделать.

- Как еще собираетесь разнообразить свою карьеру?

- Я собираюсь сняться в Китае у китайского режиссера. С Китаем у меня давно установились очень хорошие, дружеские взаимоотношения. К тому же я снимался в Таиланде у братьев Пэнг в картине «Опасный Бангкок» - этот опыт оказался весьма интересным. Мне вообще нравится сниматься за рубежом, потому что я верю в «гений места», часто этот гений очень хорошо стимулирует твою актерскую игру и воображение и даже может подвигнуть на что-то такое, чего бы ты никогда не сделал в привычном для тебя месте - найти какой-то новый звук, развить какой-то новый стиль. Ну и поехать в страну с сильной, не похожей на другие страны культурной традицией тоже всегда интересно.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Николас Ким Коппола родился 7 января 1964 года в Лонг Бич, Калифорния, в семье профессора литературы Августа Копполы, брата режиссера Фрэнсиса Форда Копполы. В начале актерской карьеры Николас сменил фамилию на Кейдж с целью дистанцироваться от популярного семейства. Но одну из первых своих ролей, в фильме «Бойцовская рыбка», Кейдж все же сыграл у своего дяди.

Начав с участия в картинах лучших авторов американского и британского кино - Дэвида Линча, Алана Паркера, братьев Коэнов, - Кейдж со временем переключился на роли в голливудских боевиках, став одной из главных звезд в жанре экшн. Получил «Оскар» за роль алкоголика в фильме «Покидая Лас-Вегас». Был женат на дочери Элвиса Пресли, Лизе Мари Пресли, и актрисе Патриции Аркетт. От модели Кристины Фултон имеет 22-летнего сына Вестона Кейджа, со своей нынешней женой Элис - 9-летнего сына Кэл-Эл Копполу Кейджа.

В боевиках, например, в «Воздушной тюрьме», Николас использует игровую манеру, которую он сам именует оперно-барочной.

Автор: Стас Тыркин