Конкурс Московского кинофестиваля обширен, но публика привычно предпочитает параллельные программы, разбросанные по залам мультиплекса «Октябрь». И в этих прогулках с непредсказуемым результатом по-прежнему главная приманка ММКФ

Фаворит

В конкурсе выделяется российское «Шапито-шоу», второй фильм Сергея Лобана, автора популярной у синефилов ленты «Пыль» (2005). Отзывы (пока устные) критиков на «Шапито-шоу» – восторженные, что в отношении конкурсной картины бывает крайне редко.

Подводное течение«Арни Олафура Асгейрссона (конкурс «Перспективы») считается главным исландским кинособытием прошлого года. В Москве этот сюжет не совсем в первый раз — спектакль по той же пьесе с тем же актерским составом был здесь шесть лет назад и уехал со спецпризом фестиваля «Новая драма». Реальную историю о людях, запертых на заглохшей шхуне среди моря, на экране разыграли почти так же хмуро и сдержанно, как на сцене. Но герметичная психологическая драма все же приобрела слегка сентиментальный привкус.

Итальянец Джанни Де Григорио, сценарист нашумевшей «Гоморры», выступил в жизнерадостном духе. Его вторая режиссерская работа, «Джанни и его женщины» (программа «Итальянское кино сегодня»), рассказывает историю помятого, но не утратившего обаяния римлянина (сыгранного автором и, кажется, с него же списанного). Как всякий приличный итальянец, он под каблуком у матери, жены и дочери, любит вино и мечтает завести любовницу. Григорио поет оду Риму и пытается быть итальянским Вуди Алленом.

Но сильнее всего игра и реальность срастаются в британском фильме «Арбор» (программа «Вокруг света»). Это полудокументальная биография Андреи Данбар — самородка из трущоб, идейной наследницы Шейлы Дилени и других «рассерженных» драматургов 1960-х. Из окружавшей ее грязи Данбар скроила три пьесы (первую — в 15 лет), а за год до тридцатилетия замертво упала в туалете соседского паба. Режиссер Клайо Бэрнар реконструирует эту странную и страшную историю средствами вывернутой наизнанку документалистики: вкладывает голоса родственников и свидетелей жизни и смерти Данбар в уста актеров и тут же инсценирует отрывки ее автобиографических пьес в окружении реальных зевак и соседей перед родным домом героини — по адресу Браффертон Арбор, г. Брэдфорд, Западный Йоркшир.

Питер Муллан в «Отморозках» (программа «8 1/2 фильмов») тоже отдает дань нестарой и недоброй Англии (педанты поправят: Шотландии; фильм даже снабжен английскими субтитрами). И тоже на автобиографическом материале. «Отморозки» — воспоминания о детстве в Глазго в начале 70-х: кирпичные стены, драки район на район, все как у нас где-нибудь в Магнитогорске, разве что цвета в кадре потеплее, щечки у героев попухлее, а финал напоминает христианские сказки Клайва С. Льюиса (что фильму, как ни странно, в плюс).

А самым громким из документальных хитов первых дней 33-го ММКФ стала «Пина» Вима Вендерса (программа «8 1/2 фильмов»), дань памяти недавно ушедшей Пине Бауш, создательнице немецкого танцтеатра, которую привыкли называть великой еще при жизни. Фильм, снятый в 3D, по настроению гораздо ближе к поздним жизнерадостным спектаклям Бауш, чем к ее аскетичным театральным опытам 1970-х (хотя здесь, конечно же, есть и черно-белые кадры, запечатлевшие сухую пластику молодой Пины Бауш в «Кафе «Мюллер»). Картина получилась эффектной, но деликатной и нежной: к Вендерсу вернулись свобода и легкость, которых в его фильмах не было уже много лет.