В прокате «Приключения Паддингтона» — экранизация классической британской сказки, снятая в эстетике Уэса Андерсона, и, возможно, лучший детский фильм года.

Вежливый фанат мармелада, медвежонок прибыл в Лондон из Дремучего Перу, чтобы разыскать человека, от которого ему досталась лишь шляпа, — путешественника, оставившего неизгладимый след в душе медвежьей семьи, из которой происходит герой. Однако на первых порах его берет под опеку семейство Браун, для удобства присвоившее ему имя Паддингтон — в честь железнодорожной станции, на которой состоялась их встреча.

Первым делом на новом месте Паддингтон, конечно, устраивает наводнение, но быстро приспосабливается и находит общий язык с временной семьей.

Паддингтон появился на свет более полувека назад, в октябре 1958 года. Несмотря на то что первого полнометражного появления на большом экране он удостоился только сейчас, для британцев медвежонок — кто-то вроде младшего брата Винни-Пуха. С определенной точки зрения, придуманный писателем Майклом Бондом сказочный зверь из полувымышленной страны — очередная попытка жителей Соединенного Королевства заболтать колониалистскую совесть, но эти мотивы сегодня уже особого значения не имеют. Тем более что в картине действие перенесено в наше время, а главные роли исполняют не только британцы, но и, скажем, австралийка Николь Кидман.

Для режиссера Пола Кинга, ранее подвизавшегося на съемках телешоу комик-группы Mighty Boosh, «Приключения Паддингтона» стали полнометражным дебютом.

Критиков же фильм ставит в довольно неловкую ситуацию. Людям, привыкшим говорить о кинолентах, исследующих человеческую природу, приходится всерьез петь дифирамбы детской картине с трехмерным медведем в главной роли. Не петь, однако, возможным категорически не представляется. Единственное, в чем всерьез можно обвинить Кинга, так это в том, что он несколько злоупотребляет использованием эстетики, разработанной Уэсом Андерсоном.

Так же, как и герои «Семейки Тененбаум» или «Королевства полной Луны», Брауны и Паддингтон живут в умильном кукольном домике, так же, как и у Андерсона, камера Кинга любит двигаться по горизонтали, проходя сквозь стены. Впрочем, в плагиате режиссера все равно не упрекнуть. Андерсон почти не снимал детских фильмов, фокусируясь на проблемах взрослых, не желающих взрослеть.

Иными словами, именно в «Приключениях Паддингтона» его творческий метод получил в известном смысле идеальное содержание.

Легко и безупречно выстроенная с точки зрения ритма и драматургии, по-настоящему радует картина деталями и мелочами, эпизодами, каждый из которых вполне мог бы стать отдельной короткометражкой или мультфильмом. Паддингтон чистит уши зубной щеткой, Паддингтон устраивает погоню в полицейском шлеме, Паддингтон поднимается по перилам, мама мистера Брауна вспоминает о его мятежной юности… Имитировать можно почти все, что угодно, но есть вещи, с которыми это не проходит, и душевной теплоты, которую транслирует фильм Кинга, не добьешься никакой цветокоррекцией.

«Паддингтон» возвращается к традиции семейного кино, на котором не будут скучать ни взрослые, ни дети — в последние годы эту роль исполняли пиксаровские мультфильмы. Давать железную гарантию на удовольствие, полученное от просмотра, — дело наивное, но кажется, что «Приключения Паддингтона» — это именно тот случай, когда в кино стоит пойти всем, кто хоть немного неравнодушен к сказкам. Особенно если «Хоббит» показался вам слишком кровавым.

Автор: Ярослав Забалуев