Первоначально сама идея возвращения Ридли Скотта в жанр антиутопического фантастического боевика, к каковым всегда относились фильмы серии «Чужих», представлялась спорной, если не вздорной. И Ридли Скотт уже не молод, чтобы вновь совершить революцию в этом направлении, да и сама «вселенная чужих», волею жадных до денег кинобизнесменов давно истрёпана в клочья, довоевавшись уже и до мышей в лице разнообразных «чужих против хищника». Опять же скорбные челом немногие дожившие до наших времён фанаты классического «Чужого», с которого всё начиналось, едва ли были рады самому факту ворошения славного прошлого, пусть и раскалённой кочергой человека, который эту самую старину придумал дцать лет назад.

Ко всему прочему — мутные рассуждения создателей на ранних этапах сценария про «приквел, но как бы не приквел, а только по мотивам, увод сюжета в необычный ракурс, и вообще фильм будет про колыбель человечества» нисколько не добавляли оптимизма, а совсем наоборот. Фанаты сгрызали клавиатуры за рассуждениями про то, «как же без Рипли», нефанаты пытались разобраться в многосложных наслоениях разнообразного промо-видео, где то молодой Питер Уэйланд толкает речь в стиле позднего Джобса, то благостный Фассбендер пускает скупую кибернетическую по поводу мира во всём мире, наконец, просто сочувствующие с сомнением следили со стороны, выйдет ли из прожекта вообще что-либо путное.

Сомнений не могли развеять ни красочные кадры-катастрофы, ни модный состав участников, а уж как неоднороден бывает в своём творчестве старик Ридли, мы знаем не понаслышке. Положим, коронный мрачняк он сделает нам без проблем, но куда вообще поведёт проект, сумеет ли оживить слабо поддающееся гальванизации тело? Было вовсе непонятно до самой премьеры. И вот, сеанс начинается.

Группа учёных находит очередную пещеру, сделавшийся Бенджамином Баттоном Уэйланд отправляет доверенное лицо госпожи Терон при поддержке раболепного Фассбендера в путь, дабы разрешить главную загадку человечества и всего такого. «Прометей», продираясь через традиционные в этой киновселенной физические глупости и не менее многословные объяснялки главгероев, которые в итоге тоже ничего не объясняют, наконец, садится на планету Пандора без роду без племени, но зато с теми самыми титанами-жокеями в виде обезглавленного тысячи лет назад трупа да гигантского терраформированного хранилища неведомых зверушек.

Так или примерно так проходит, а точнее, красочно проплывает мимо зрителя треть фильма. Разморозка пробуждение разминка ужин посадка разведка контакт. Вторые «Чужие», часть ещё одна. В затяжной битве со здравым смыслом Ридли Скотт настолько красив и обстоятелен, что начинает лезть на поляну уже совсем другого классика — Стэнли Кубрика. Но от приквела «Чужих» мы ждём, собственно, чужих, а не рассуждений Майкла Фассбендера о добре и зле. То есть всё это безумно красиво и безумно нелогично, но давайте уже к делу.

И однажды режиссёр приступает, причём так яростно и резко, что фанаты встают с места и аплодируют. А потом, обождав очередной период красноречия при отсутствии формальной логики, снова встают и аплодируют, и так по кругу, пока корабль взлетает и падает, а чужие становятся то нано, то нато. И когда перед самым занавесом с экрана раздаётся искомое жизнерадостное шипение, все вдруг понимают, что Ридли Скотт всех сумел обмануть.

«Прометей» — не сказка о поисках священного грааля, и не приквел «Чужих», а натуральный собирательный римейк всех четырёх официальных частей и даже немножко двух сомнительных побочных проектов. Сцены цитируются подчас целиком, без купюр, обосновывается даже внезапная любвеобильность Королевы, на чём фанатских слёз в своё время было немало пролито. А уж каким широким мазком мастер показал, куда на самом деле можно и нужно копать — тут уж что уж.

Эпос, пафос, другие древнегреческие слова льются рекой, и даже коварный андроид обернётся козлёночком. Да, дыры в логике зияют по-прежнему и все вокруг идиоты, но фанатам довольно строгой верности заветам старины глубокой, а прочим, кажется, предоставлен выбор, либо поверить в красоту картинки и силу убеждения актёров, либо остаться с чувством что где-то их всё-таки крупно обманули. Ридли Скотт же просто сделал своё дело.

И всё-таки, до встречи в кино.

Автор: Роман Корнеев