«Мадагаскар», как и его брат-близнец «Ледниковый период», всегда держался на мелочах и задниках. То есть да, есть группа героев, у них какая-то там история, взаимоотношения, куда-то они всё время идут-бредут, гэги и аттракционы из голливудской книжки «как написать хороший сценарий для ситкома».

Там тигр, тут лев, там слон, тут бегемотиха, номера расписаны заранее и навсегда. Однако в обоих случаях всё шоу крадёт кто-то более другой. И пока в ЛП традиционно солирует невмиручая белка Скрэт, в истории побега из нью-йоркского зоопарка её роль последовательно исполняла целая группа разнообразного зверья, а также одна опасная старушка.

Так сначала завелись четверо отмороженных пингвинов, потом к ним присоединился король Джулиен и двое его сородичей, в общем, такими темпами, казалось, скоро на главных героев хронометража не останется вовсе. Пингвины так и вовсе норовят всё время отделиться и завести собственное шоу (впрочем, результат не всегда впечатляет). Куда сценаристу податься? Да и есть ли альтернатива, гляньте на «Шрека», его концепция всегда держалась на главных героях, где-то между ром-комом и бадди-муви. Но мы же помним, что там, несмотря на все миллиарды, тоже тупик тупиком.

Однако с выходом «Гадкого я» альтернатива нашлась. Надо же, оказывается, можно держать в уме множество персонажей и не валить их при этом в одну кучу, для каждого свой стиль, свои конфликты, свой сюжет, а не только набор реплик разной степени шуткоюмора. А раз можно, значит нужно. Таким глотком свежего воздуха для франшизы стал в итоге Ной Баумбах, режиссёр «Кальмара и кита» и сценарист «Бесподобного мистера Фокса». Не самые плохие рекомендации даже для вполне живого и ничуть не загнивающего американского «инди», а уж для погрязшего в кризисе идей Голливуда и вовсе самое оно.

Итак, суть пиесы. Пингвины очередной раз сделали нашим друзьям ручкой и унеслись в сторону Монте-Карло, четвёрка зверей тут же заскучала, даже кушать не могла. Пришлось брать себя в руки и отправляться в путь, поскольку ностальгия ужас как уже замучила. Посреди старушки-Европы зверьё моё тут же нашалило, получив себе свежего противника — отмороженную на всё «регрете рьян» капитаншу Шантель Дюбуа, которой как раз не хватает львиной головы в коллекцию.

Собственно жанру комедийного боевика и посвящена первая половина фильма. Все несутся, всё взрывается, капитанша пародирует всё на свете, начиная с культовой рекламы «левайса» с бегущей сквозь стены парочкой до вполне традиционных голливудских объектов для цитирования. Про героев тут особо и не вспоминают, разве что надо обнести крупье или проникнуть на территорию потенциального противника. Такие вполне традиционные поскакушки с перетягиванием каната.

Но как только цирк приехал, а обезьяны разбежались, начинается совсем другая история. Тяжко, неловко, как это обычно бывает с ситкомами вообще, шапито-шоу начинает раскручиваться. Итальянские тюлени, русские тигры, русские же медведицы, ковёрные собачки и миловидная до антропоморфности гепардиха оказываются не очередным пополнением в команде мастеров яркого камео, а именно полноценным цирковым коллективом в разгаре творческого кризиса.

И теперь четвёрке самозваных исполнителей «трапеция американо» нужно брать весь этот погоревший цирк в охапку и нестись с ним навстречу славе и вожделенной единственной гастроли в Америку.

Запрягают парни и правда небыстро, поскольку по сути Ною Баумбаху приходится заново раскочегарить совсем другую историю, какой до сих пор во франшизе не ночевало. Сумрачный Виталий и его творческая драма, романтическая история между Джулиеном и медведицей на мотоцикле, да и сама «трапеция американо» выстраивается ой как непросто. Но в конце концов на горизонте вновь начинает маячить гуттаперчевая капитанша, а потому надо двигаться в сторону финала, а значит, начинать цирковое представление.

И неспроста аниматоры спецом мотались перенимать опыт у «Цирка дю солей», поскольку акробатикой в мультике никого не удивишь, а удивлять и развлекать зрителя нужно кровь из носу. И аниматорам удаётся перехитрить реальность, воспользовавшись возможностями новомодного триде так, что дорогущий шпецэффект «Трона 2» начинает где-то в середине действия нервно курить в сторонке.

Это круто, граждане, это невероятно круто. И особенно круто то, что когда в финале цирковым зверям нужно будет переплюнуть самих себя, они всё равно это играючи проделывают, при помощи кондиционера для волос и такой-то матери, назло и капитанше, и конкурентам из других франчайзов. Складывается всё — и комедия, и история, и даже поднадоевшие звери становятся вдруг полноценными персонажами, а не просто масками театра Кабуки. В конце все плачут, а потом танцуют, а потом обнимашки.

В общем, авторы абсолютно уверены, что сняли шедевр, и прочих конкурентов в этом сезоне ждёт нелёгкая задача объять необъятное.

До встречи в кино.

Автор статьи: Роман Корнеев