Как говорил Станислав Ежи Лец: «Иногда дьявол искушает меня поверить в бога». Парадоксально, но факт – многие скорее склонны уверовать в существование Ада, чем признаться в наличии неких божественных сил. Вопрос ли это веры, или страха, по сути, неважно. Важно то, что у каждого человека есть темная половина.

Дьявольщина в кинематографе всегда имела свою нишу, однако до конца шестидесятых подобные картины серьезных успехов в прокате не добивались, уплотняя категорию малобюджетных триллеров и ужастиков. В 1969 году на широкие экраны выходит «Ребенок Розмари» Романа Полански, ознаменовав новый виток интереса к тематике. Вслед за ним Уильям Фридкин будоражит общественное мнение своим жестоким и натуралистичным триллером «Изгоняющий дьявола» (1973). Апофеозом же этого «дьявольского бума» стала картина американца Ричарда Доннера «Омен», породившая целый киносериал, повествующий о воцарении Антихриста на Земле.

…6 июня 1966 года в семье американского посла в Риме, Роберта Торна (Грегори Пек), произошло горе: его любимая жена Кэтрин (Ли Ремик) не сумела родить супругу первенца. Понимая, что для жены весть о мертворожденном сыне станет ударом, Торн соглашается на буквальную «сделку с дьяволом». По наущению «заботливого» священника, отца Спилетто, он совершает подлог и усыновляет неизвестного младенца, чья мать умерла при родах в ту же ночь.

С тех печальных событий минуло пять лет. Торна повысили до должности посла в Великобритании, где он и проживает вместе со своей женой и малолетним сыном Дэмиеном. До некоторых пор ничто не предвещало неприятностей, однако вскоре счастливое семейство Торна окутывает зловещая аура. Сначала нянечка Дэмиена, дабы «порадовать» хозяйского сына, выбрасывается из окна с петлей на шее, затем самого посла начинает преследовать странный священник Брэннан, недвусмысленно намекающий Торну, что его сын – порождение Сатаны.

Разумеется, Роберт Торн – адекватный человек, иначе бы не занимал столь серьезный руководящий пост. Но после нелепой смерти «буревестника» Брэннана и несчастного случая с супругой, посол начинает сомневаться. Его опасения разделяет и частный фотограф Дженнингс, на снимках которого вокруг будущих жертв невероятным образом проявляются зловещие предвестники смерти. Вместе с фотографом Торн отправляется в Рим, чтобы узнать правду об усыновлении Дэмиена и найти могилу его матери…

Без всякого сомнения, фильм Ричарда Доннера за прошедшие с премьеры почти сорок лет нисколько не устарел. Более того, в связи с ширящимися в массах апокалиптическими настроениями, классическая лента по-прежнему привлекает зрителей своей неповторимой атмосферой. Многие пытались повторить успех Доннера. Сюда входят и продолжатели франшизы (всего киносериал насчитывает три официальных сиквела и один ремейк 2006 года), и бесчисленные подражатели. К сожалению, ибо теряем в этом случае только мы с вами, никому не удалось создать столь же пугающий эффект. Пожалуй, единственная лента, хотя бы вполовину сумевшая вызвать у зрителя схожее настроение – это мистический триллер Тейлора Хэкфорда «Адвокат дьявола» (1997).

В отличие от своих предшественников, «Омен» – произведение оригинальное. В то время как «Ребенок Розмари» базировался на одноименной книге Айры Левина, а в основу «Изгоняющего дьявола» лег роман американского писателя Уильяма Питера Блэтти, сценарий «Омена» писался с нуля. Его автором является Дэвид Зельцер, для которого «Предзнаменование» (именно так буквально переводится Omen с английского) стало самой успешной работой в кинокарьере.

Зельцер уместил в своем сценарии сразу несколько жанров, однако картина получилась очень целостной и гармоничной. Внешне «Омен» представляется собой мистический триллер в лучших традициях европейского кино и Альфреда Хичкока со всеми необходимыми составляющими: цитаты из Библии, религиозные культы, одержимые персонажи и сверхъестественные происшествия. Ближе к середине лента превращается в настоящий детектив, когда посол и его невольный помощник Дженнингс (фотограф сам заинтересован в расследовании истины, ибо на его фото обнаружились те же странные и страшные метки) отправляются в Италию, чтобы выяснить истину о происхождении Торна-младшего. И в то же время, несмотря на всю запутанность и зрелищность истории, авторы не просто рассказывают развлекательную сказочку, а превращают фильм в настоящую драму об отце, который вынужден убить собственного сына во спасение безликого человечества.

Несомненной удачей является тот факт, что на главную роль в «Омене» пригласили легендарного Грегори Пека. Впрочем, актер и сам был крайне заинтересован в своем участии. Ради этого он прервал свой «отпуск» (Пек почти пять лет отдыхал от работы в кино) и даже согласился на серьезное снижение гонорара. Правда, предусмотрительно подписал контракт на получение 10 процентов от сборов, что в итоге сделало эту роль для Пека одной из самых высокооплачиваемых за всю карьеру. Лауреат Оскара («Убить пересмешника») привнес в картину необходимый уровень достоверности и создал запоминающийся образ. Для сравнения, вспомним ремейк 2006 года, где Роберта Торна сыграл Лив Шрайбер, исполнитель талантливый, но не хватающий звезд с неба. Комментарии излишни.

Отдельно стоит отметить работу оператора, монтажера и композитора. Снимавший фильм Гилберт Тейлор был позаимствован авторам у того же Полански: оператор трудился над «Отвращением», первым фильмом «квартирной трилогии», куда также входит «Ребенок Розмари». Его неторопливый стиль, длинные, статичные планы делают значительный вклад в напряженную обстановку фильма, создавая у публики ощущение тревоги. Монтажер Стюарт Бейрд, позднее сотрудничавший с Доннером в «Супермене» и «Смертельном оружии», великолепно нагнетает саспенс, давая сто очков вперед всем нынешним хоррорам с их дешевыми трюками и неожиданными пугалками из-за угла. О многом говорит и то, что опыт Бейрда используется до сих пор: его уверенный стиль чувствуется в постановке лент бондианы «Казино Рояль» и «007: Координаты «Скайфолл».

Еще один профессионал экстра-класса, композитор Джерри Голдсмит, отвечал за написание музыкальной темы к фильму. Эти надрывные хоровые напевы, проговаривающие слова на латыни, покажутся вам знакомыми, ибо оскароносный саундтрек (а в особенности песня «Ave Satani») был быстро растиражирован. Аналогичные мотивы с тех пор используются во всех популярных демонических ужастиках.

Успех фильма, как и ожидалось, спровоцировал появление продолжений. Сиквел под названием «Дэмиен: Омен 2» вышел уже спустя два года, однако от атмосферы таинственности оригинала не осталось и следа. Не помогла проекту ни ставка на узнаваемые персонажи, ни уже проверенная временем музыка Голдсмита. И хотя финансовые результаты «Дэмиена» по-прежнему порадовали продюсеров, зритель в большинстве своем был разочарован. Третий фильм с заголовком «Омен III: Последний конфликт» (1981) удался во многом из-за присутствия в кадре англичанина Сэма Нила, коему досталась роль взрослого Дэмиена – Антихриста. В том числе над финалом трилогии в качестве продюсера работал и сам Доннер, не позволивший испоганить концовку.

На этом история «Омена», увы, не закончилась. В 1991-м для телевидения был снят дешевый и совершенно ненужный фильм «Омен IV: Пробуждение», якобы продолжающий историю после смерти Торна-младшего – коммерческая и откровенно дурацкая поделка. Что касается ремейка 2006 года, то он был создан также исключительно ради денег, коих он собрал свыше ста миллионов. Но это совсем другое кино – безыскусное и глянцевое.