Пещерные люди — тема специфическая и сложная, независимо от того, персонажами чего они становятся — книг, фильмов или видеоигр. С кино так совсем караул, к сожалению, потому что к сценаристам в индустрии чуть более чем всегда относились пренебрежительно, а тут такой материал, который не каждый таксист поднимет, потому что штампы и клише из учебника работают в данном случае плохо. Опять же, небанальное серьёзное фэнтэзи про каменный век само по себе развлечение непопулярное, поэтому никто на такое денег не даст. В результате дело ограничивается фильмами-катастрофами о том, как в мире наступает полный эммерих, и карикатурами на современность с газетами из булыжника. «Семейка Крудс» сочетает оба этих жанра.

Крудсы живут в пещере, боятся всего нового и охотятся за яйцами гигантских птиц, при этом устраивая нечто среднее между цирковым представлением и американскими горками. В семье полный набор — от толстого сына до бессмертной тёщи. Даже как-то неловко от такой неприкрытой, эм, продуманности. Странно только, что про тёщу шутят заметно чаще, чем про детское ожирение. Герои здороваются хором и периодически напоминают, что «мы семейка Крудс, поэтому мы такие удивительные, ябба-дабба-ду!»

Затем к ним добавляется одинокий странствующий человек разумный, проповедующий использование мозга вместо силы, а также предупреждающий, что конец близок, все в машину. После чего уже каждая сцена так или иначе претворяет мысль, что человек человеком стал, потому что вылез из пещеры и проявил смекалку. Никаких злодеев в мультфильме нет, криминала никто не совершает, опасные кошки на самом деле добры внутри, и даже континентальный дрейф с горящей лавой и красивыми клубами дыма воспринимается как фейерверк, дополняющий праздник.

Поэтому конфликты, споры, шутки — всё происходит от того, что постепенно пещерные люди становятся более цивилизованными. Краткий рассказ об эволюции в смешных картинках — девочкам придумывают обувь, старушкам — каталки, детям — мобильники-ракушки, чтоб не потерялись, и далее в таком духе вплоть до сёрфинга и фотографии на фоне ворсейшества. И всё это по-доброму, для детей, где глупые шутки сменяются старыми и проверенными, а иногда и смешными.

Но цельного фильма из «Крудсов» не получается. В первую очередь это набор скетчей и аттракционов. Как и те сказки, которые рассказывал отец семейства Крудсов, они короткие и с одной ломовой моралью. Есть неплохие эпизоды и неудачные, но всегда ясно — вот тут сцена, чтобы посмеялись подростки, вот тут, чтобы посмеялись взрослые, вот сейчас — аттракцион, а в финале немного предсказуемого драматизма.

Не выходит из этого одна большая история, и загвоздка не в том, что это роуд-муви и таков закон жанра — как раз в хорошем роуд-муви всегда чувствуется движение, и обычно оно заключается в том, что чем дальше, тем хуже и печальнее.

Но в «Крудсах» движения нет. Зато есть ощущение искусственности и холодной расчётливости, усреднённости, которое растёт с каждой минутой. Фактически это «Ледниковый период» (ну, или «Земля до начала времён»), встретивший «Флинтстоунов» — странно, что так и не появился аналог белки с орехом. Сюда бы авторское виденье, которое, например, когда-то было свойственно «Пиксару» да и тому же «Как приручить дракона». Доброты и прочих ути-пути в мультфильме предостаточно, но он лишен нерва, потому что кому-то не хватило смелости вылезти из пещеры, хорошенько подумать и создать что-то действительно новое.

Вот такое кино.