В общественном транспорте — все больше узнаваемых, но фальшивых сумочек, на интернет-сайтах все проще купить подделку, а в судах — все больше исков к онлайн-площадкам от люксовых брендов. Как уничтожают китайский ширпотреб и почему он неистребим?

Количество реплик на брендовые аксессуары растет с каждым годом: за ними теперь не нужно ездить на рынок — стоит только захотеть, и подделка приедет к вам. Китайские платформы предлагают фальшивки на любой вкус — это и копии изделий премиум-класса с серийным кодом лейбла, отличающимся от оригинала парой цифр, и вещи, скроенные на китайский манер, где логотип Louis Vuitton вполне может быть размещен на ткани, используемой для пошива сумок Gucci.

В списке аксессуаров, которые сегодня подделывают чаще всего, на первом месте — сумки Chanel, цена которых в оригинале может достигать нескольких десятков тысяч долларов. На втором месте бренд, доступный для более массового сегмента, – Michael Kors. На третьем Louis Vuitton, следом за которыми идут Gucci. Интерес у сторонников китайского шика также вызывают сумки Birkin от Hermes, Furla, Alexander Wang и Dior.

Пользоваться спросом контрафактная продукция стала в конце XX века. По данным Международной торговой комиссии США, в начале 80-х убытки от производства копий составляли $5,5 млрд, к середине 90-х эта сумма достигла уже $200 млрд. Уже тогда фейковых аксессуаров Louis Vuitton, Gucci и Versace было значительно больше, чем оригинальных изделий.

В начале 2000-х интерес населения к подделкам чуть не привел модный дом Burberry к банкротству.

Фирменную клетку стали печатать на шарфах и подкладках плащей, продающихся в простых универмагах, что сильно ударило по имиджу компании.

Чтобы закрыть теневое производство и сохранить гордое лицо люкса, многие бренды бросились устраивать рейды с конфискацией поддельных товаров. Так, в 2012 году французские производители, среди которых были Chanel и Dior, объявили войну копиям своих вещей. В аэропортах и на вокзалах Франции компании развесили плакаты, призывающие туристов не покупать контрафакт. При этом коробки с изъятыми поддельными часами, сумками и другими аксессуарами производители публично уничтожали на специальном оборудовании. По экспертным оценкам, из-за поддельной продукции французская экономика тогда теряла около €6 млрд, 85% контрафакта в Европу попадало из Китая.

Некоторые бренды шли на более радикальные меры. В том же году компания Louis Vuitton подала иск в суд Флориды с требованием закрыть сайты, предлагающие контрафактную продукцию под именем модного дома или имеющие адреса, подобные «louisvuitton.com». Бренд хотел не только оградить свой товарный знак от использования в адресах сайта, но и требовал удалить онлайн-ресурсы, чтобы лишить их возможности индексирования через поисковики (в том числе Google).

Ранее модному дому Chanel уже удавалось остановить работу 600 сайтов с контрафактной продукцией благодаря искам.

В США Tiffany & Co и несколько дочерних брендов французского конгломерата Kering, в том числе Gucci, Bottega Veneta и Saint Laurent подавали судебные иски против многочисленных китайских компаний, утверждая, что они продают поддельные товары онлайн. Компании заявляли, что продавцы контрафакта сохраняют свою прибыль на счетах в подконтрольных государству банках China Ltd, China Merchants Bank Co Ltd и Торгово-промышленном банке Китая. Однако Верховный суд постановил, что иностранные корпорации не могут быть привлечены к суду в Соединенных Штатах, если не имеют там бизнеса.

В прошлом году модный дом Alexander Wang также подал иск на владельцев 459 сайтов, занимающихся продажей поддельных сумок, обуви и одежды. Окружной суд Нью-Йорка оценил ущерб компании в $90 млн и постановил заморозить контрафактные сайты. Решением суда владелец модного дома остался доволен и впредь планирует защищать свой бренд.

Выяснить, кто стоит за продажей копий и, следовательно, на кого подавать в суд владельцам модных домов не так-то просто, поэтому брендам иногда приходится обращаться к следователям и адвокатам.

«Нам пришлось приложить много усилий в борьбе против фальсификаторов. Годами мы боролись с компаниями, которые занимаются нелегальным оформлением документов для регистрации китайского товарного знака, тем самым ставя под угрозу нашу работу. Сейчас мы добились справедливости! Но по-прежнему продолжаем следить за рынком поддельных производств во всем мире, чтобы предотвращать подобные вещи», – рассказала «Газете.Ru» Мануэла Бортоломиол, глава компании Diego M, производящей пальто и пуховики класса люкс.

В 2015 компания Kering подала иск в федеральный суд Манхэттена против компании Alibaba. Холдинг утверждал, что Alibaba и связанные с ней компании «заведомо поощряют продажу контрафактной продукции на своих интернет-платформах, содействуют ей и получают от нее прибыль».

Кроме того, французская компания обвиняла Alibaba в том, что ритейлер разрешает продавцам подделок, открыто сообщающим о том, что их товары — всего лишь реплики на известные оригиналы, продавать свои изделия.

Китайская компания заманивала клиентов поиском ключевых слов, которые перекликаются с названиями известных брендов.

Так, при вводе gucci поисковая система Alibaba выдает cucchi или guchi от продавцов фальшивок. В свою очередь в Alibaba заявили, что активно занимаются проблемой контрафактных товаров. В ближайшее время Alibaba Group планирует ужесточать политику в отношении нарушения авторских прав и помогать брендам изымать поддельные товары на своих платформах.

«Мы не терпим или оправдываем тех, кто ворует интеллектуальную собственность других людей», — заявил холдинг в своем письме к управлению торгового представителя США. Усилия компании направлены на устранение повторных жалоб, которые Alibaba получает от ассоциаций, критикующих холдинг за недостаточно активные меры по борьбе с контрафактной продукцией. По-видимому, площадка больше не хочет ассоциироваться с подделками — а это значит, что борьба брендов с контрафактами начала приносить плоды.