На модном показе Bosco Family художник Ромен Фроке на глазах у публики расписывал декорации к шоу. Кроме того, по просьбе Bosco di Ciliegi в своей яркой манере он оформил «Весну», самый динамичный торговый центр Нового Арбата. «Коммерсантъ Стиль» расспросил художника об источниках вдохновения и громких работах.

Стрит-арт

Я довольно рано стал самостоятельным: переехал в Париж из небольшого французского городка Вийербан в 18, чтобы стать художником. Родители особого энтузиазма не выказали: они хотели, чтобы у меня была более «стабильная профессия», но все же приняли мой выбор — и я им очень за это благодарен. Я не смог бы стать кем-то другим. Это идет изнутри. Я нахожусь в постоянном поиске идей, и это нормально для художника, потому что только так можно развиваться и двигаться вперед. Уже в столице я познакомился с участниками арт-группы 9 Concept — эта встреча сыграла огромную роль в моей творческой карьере: я ведь самоучка. И, кстати, то, что я не посещал художественных школ, мне кажется, совсем не помешало найти себя: я сразу начал с практики, минуя теорию. Сначала работал преимущественно в студии, писал портреты. Но потом я начал искать свой язык: обратил внимание на искусство Африки, Южной Америки. И тогда пришло другое открытие: мне стало «тесно», я почувствовал себя запертым на квадрате холста и начал искать новые материалы — бетон, кирпич, фарфор, стекло. И новые пространства.

Моими учителями стали американец Жан-Мишель Баския, мой любимый художник, и британец Бэнкси. У Баскии были гаитянские корни, он прекрасно говорил по-французски, а Бэнкси вдохновлялся творчеством другого французского стрит-арт художника, с которым я лично познакомился еще до того, как стал известен Бэнкси. В нашем мире все очень тесно переплелось благодаря современным средствам связи, путешествиям. Художник — это губка. Он постоянно впитывает все, что его окружает, чтобы потом выплескивать впитанное в своих работах.

Про оформление пространств

Сегодня нельзя ограничивать себя узкой рамой картины. Своим творчеством художник может и должен преобразовывать действительность, поэтому я с удовольствием работаю с новыми предметами и пространствами. Мне интересно было бы даже расписать вот этот стул. Я думаю, искусство должно взаимодействовать со зрителем, а не висеть безмолвными полотнами в музее — это тренд нашего времени, который появился во многом благодаря соцсетям. Мне нравится видеть реакцию аудитории. Чувствовать энергию, которая рождается благодаря взаимодействию,— она обогащает художественное произведение.

Процесс своего творчества я бы сравнил с действиями китайского каллиграфа: бесконечное повторение линий, которые в итоге должны стать совершенны — но добиться этого можно, только войдя в состояние, напоминающее медитацию. В итоге определяющими факторами, наверное, становятся история места и его функция. При этом, конечно, я стараюсь увязать их с собственным замыслом и стилем.

Оформление «Весны» на Новом Арбате

В прошлом году в октябре была моя выставка в Askeri Gallery, которая меня представляет в России. Полина Аскери познакомила нас с Игорем Казаковым из Bosco, который и предложил взяться за «Весну». У меня был последний день в Москве, но мы поехали смотреть магазин. А потом Игорь сказал: «Делай все, что хочешь. Только удиви нас!» Такой заказчик — просто мечта для любого художника, потому что мало кто готов предоставить полную свободу действий, карт-бланш. В общем, я начал работать над проектом, стал усиленно читать про «Весну», про Bosco. Так я, кстати, узнал, что «Весна» на французский переводится как «Printemps» — так называется и знаменитый универмаг в Париже, который я оформлял, один из моих самых известных проектов. И мне показалось это очень символичным. Я погрузился в работу с эскизами: так как для меня очень важен цвет, я делал массу вариантов, чтобы найти те сочетания, которые заиграют здесь. Изначально мы планировали, что новое оформление будет готово зимой, но сроки отодвинулись на весну. И сейчас мне кажется, что так даже интереснее! Надеюсь, удивить мне удалось!

Работа с парижским Printemps

Я приехал на Art Basel Miami писать несколько своих муралов из цикла Urban Tree в Винвуде. Их увидели представители Printemps и написали мне в Instagram, что предлагают сотрудничество. Для меня предложение, как и с русской «Весной», было совершенно неожиданным. Но если московская «Весна» — это современность, молодость, источник бьющей через край поп-энергии, то надо понимать, что Printemps — один из старейших универмагов Парижа, открывшийся в 1864 году, оплот французской истории и традиций. В общем, пришлось поволноваться. Мне предложили к 150-летию магазина расписать потолочный плафон в женском отделе. До сих пор помню, как поднимался на лебедке и, запрокинув голову, рисовал ночью. Вокруг — тишина, ни души. Рядом горит вывеска Louis Vuitton. Впоследствии было множество репортажей, сюжеты по телевидению, статьи в журналах. В общем, всем так понравилось, что временное оформление решили оставить.

Стрит-арт и уличная мода

В 2000-е стрит-арт породил определенную моду, стиль. Например, те же скейтеры: тогда надо было не только уметь кататься, но и одеваться соответствующим образом, чтобы заявить о своей принадлежности к этой культуре. Вообще, стрит-арт мне представляется огромным, цельным течением в искусстве, которое сравнимо с импрессионизмом, абстракционизмом по своей роли. Это философия, определенный образ жизни. Как и те направления, он сильно повлиял на общество, вывел его на новый виток — я о том, что модные дизайнеры и модельеры сейчас вдохновляются этим уличным стилем, и на мировых подиумах появилось то, что раньше было и считалось субкультурой. То есть протест стал трендом. Более того, общим местом. И теперь художники сами, конечно, стараются отходить от этого.

Сотрудничество с дизайнерами

Мне интересны коллаборации: они очень расширяют творческие горизонты. Из модных домов для меня недостижимым идеалом остается Chanel — воплощение французского шика и элегантности. Еще Hermes, потому что они активно с самого своего основания сотрудничают с художниками — я бы не отказался «раскрасить» их культовый платок-каре! Если посмотреть на сотрудничество еще шире — в «Весне» продаются футболки с моим эксклюзивным принтом, это благотворительная акция: все деньги от продаж будут перечислены в фонд «Галчонок».