Стас Жицкий, один из совладельцев OPEN! Design & Concepts , принял в своей студии AdMe.ru, для того чтобы поделиться своими соображениями о состоянии промышленного дизайна в нашей стране.

Однако то, что начиналось как обычное интервью о судьбах дизайна, графического и промышленного, превратилось в эмоциональную дискуссию о рекламе вообще, о российской рекламе в частности, о способностях аудитории понимать, об манипулировании людьми и смысле всего этого.

Потом, конечно, беседующие взяли себя в руки и вернулись обратно в рамки жанра, завершив почти часовую беседу дизайнерским паркетом и светлым будущим студии Open! Design & Concepts.

- Я заранее прошу прощения за некоторую неосведомленность в промышленном дизайне.

- Совершенно не просите. Потому что в этой стране ровным счетом никто в этом не осведомлен. Так что вы меня не удивили.

- А почему так? Как же советская школа промдизайна?

- А что такое советская школа промдизайна? Это ведь не более чем миф. В чем этот промышленный дизайн проявлялся в советские времена? Что такого в советские времена производили, что могло бы называться словом "уникальный промышленный дизайн"?

- Да, в общем-то ничего.

- Ну а где тогда школа? Какая школа? Были в свое время достаточно стильные советские автомобили, которые просто делались на перевезенных в Россию немецких автозаводах, соответственно, являлись точными копиями немецких автомобилей. Дальше была Волга ГАЗ-21, которая похожа сразу на несколько американцев, на олдсмобили и что-то в этом роде еще. Жигуль был, который являлся итальянским фиатом, горбатый запорожец, который тоже являлся итальянским фиатом. Пылесосы, конечно, вот были стильные. Я помню, у меня дома такой отличный круглый был. Покрашенный странной переливающейся серебристой краской.

- Ракетоподобный такой?

- Не-не, ракетоподобные они вот такие были *показывает руками ракету, лежащую на боку* , а этот был...

- Бочечкой?

- Да-да-да, с кумполом. Очень смешной... Так что, собственно, не было никакого дизайна.

- И поэтому его нет сейчас?

- Нет, не поэтому. Тогда его не было, потому что он был совершенно не нужен стране, не вписывался в экономическую концепцию строительства социализма и коммунизма. А сейчас его нет, потому что Россия мало чего производит такого, где нужен дизайн. То есть уже новая экономика надиктовала такие вот печальные правила. Хоть сколь-нибудь стоящие российские вещи производятся за границей. То есть при помощи заграничных дизайнеров.

- Получается, что промдизайн нам по-прежнему не нужен?

- Ну как нам? Он нужен потребителю, но я патриотом не являюсь и не могу сказать, что потребитель алчет и жаждет прям российского дизайна. Потребителю просто нужны хорошие вещи. Людям вообще хорошие вещи, как правило, нужны. Кризис, не кризис - какая разница. Все равно люди дарят друг другу подарки, себе делают приятное. Если эту приятную штуку сделал итальянский дизайнер, а произвели ее в Китае, ну и фиг с ней.

- Зачем вы занялись промышленным дизайном? Если его в России нет, да и не нужен, как выясняется.

- Не по причине того, что мы какие-то охренительные патриоты, и хотим возрождать то, чего в общем-то никогда не существовало. Мы не хотим поднимать знамя российского дизайна. Нет, у нас просто есть непреодолимое личное желание делать собственные красивые вещи. И все. Будут ли они делаться в России, будут ли они делаться в Китае - нам ровным счетом пофигу. Мы своей задачей ставим украшение мира. Ну включая и Россию тоже, естественно. Поскольку мы живем тут, и ни за какими границами мы нафиг не нужны. Есть примеры, конечно, когда российские дизайнеры уезжали за границу, но они чаще всего работают на крупные корпорации, на каких-то там двадцать пятых ролях. Рисовать для Мерседеса дверную ручку в течение полугода - это нам совсем неинтересно. Поэтому мы не пойдем работать на Мерседес. И даже на Роллс-Ройс не пойдем. Даже за большие деньги, потому что если большие деньги платят за то, что не доставляет удовольствия, то фиг с ними с деньгами.

- Получается мир украшать?

- Да плохо пока получается. То есть получается в той или иной степени, но хотелось бы больше и больше и больше. Нам самим все равно что придумывать. Мы не боимся работы, которая может показаться неинтересной на первый взгляд. У нас есть, например, коллекция дизайнерских дверей металлических. Вот казалось бы, ну что металлические двери, какой там дизайн. А можно! Они реально существуют, реально продаются.

- Двери.

- Двери. Какие-то просто с нанесенным изображением, а какие-то реальные. Вот кольчужная дверь - она настоящая, металл, оплетенный кольчугой. Вот, между прочим, к вопросу о России. Казалось бы, где, как не в России, плести кольчугу? А мы кольчуги из Канады возим. Нормально? А в Канаде быстрее, аккуратнее и дешевле. А российские кольчугопле... плё... плетители, я не знаю, как их правильно назвать, они говорят: "Э-неее, чойто? Полотно? Да большое такое? Да мы вообще привыкли чтобы поменьше да подороже, да мы вообще рубахи только плетем. Чойто мы вам полотна наплетем, нееет, не будем".

- А канадцы берут под козырек и делают так, как их просят.

- Да, именно. Это какие-то ребята, которые делают это для кино, для ролевиков все эти побрякушки. Они говорят: "Конечно, наплетем вам так, как вам надо, без вопросов, давайте".

- Вам, выходит, интересней делать какие-то необычные вещи из обычных?

- Нам интересно делать любые вещи, но нам неинтересно делать их в стол. Вот есть предложение, мы делаем. Двери делают люди, с которыми мы давно знакомы. Они говорили нам: "Сделайте нам то, это, для выставки, промо-образцы". А мы им сказали: "Нафиг вам эти промо-образцы, давайте сделаем просто коллекцию. Нормальную. И будете их прям продавать". Мы идем туда, где нас могут встретить.

- А как обстоят дела с вашей коллекцией ювелирки ?

- Сейчас в работе новая коллекция. А ювелирку, кстати, мы делаем в Таиланде. Мы пробовали возиться с российскими ювелирами, но поскольку мы делаем вещи не очень типичные для ювелирного цеха, нас сразу начинали бить по рукам со словами "так нельзя". У нас есть хорошая притча из собственного опыта. Мы в этом помещении делали ремонт, давно уже, и у нас тут был прораб Петрович. Мы ему говорили: "Петрович, надо сделать вот то-то и то-то" - "Нееее, вы что, так нельзя, не получится" - "Почему, Петрович" - "Ну так некрасиво же будет".

И эти ювелиры также говорят: "Будет некрасиво, вы нас не учите жить, мы всю жизнь занимаемся ювелирным искусством и лучше вас понимаем, что должно быть, а что нет". И при этом ладно б они еще традиционные вещи умели делать хорошо, а то ж и с этим проблема.

То есть найти исполнителя, который делает качественно и при этом не учит тебя, в России у нас не получилось. Я не могу сказать, что их нет, но мы долго искали, не нашли. По ювелирному проекту у нас есть российские партнеры, но фабрика при этом находится в Таиланде и работают там тайцы, пара русских и японец-менеджер.

- А где и каким образом вы продаете свою ювелирку?

- Пока мы их продаем в одном только салоне, в галерее, которая как раз принадлежит нашим партнерам. И в самом ближайшем будущем будем продавать в интернете, и еще пара магазинов в Америке будет оффлайновых. Но вообще мы очень большую ставку делаем на интернет-продажи. В России это пока не очень типично, а за границей люди совершенно спокойно дорогущую ювелирку покупают через интернет. Там высокая степень доверия, высокая безопасность оплаты, и если тебе продают бриллиант, то ты уверен, что это настоящий бриллиант, сертифицированный, и тебя никто не обманет.

- Ваша ювелирка дорогущая?

- Пока то, что сделано в рамках ныне существующей коллекции, есть дорогущее, есть просто недешевое. Сейчас будем делать дешевую. Какие-то вещи из дорогой коллекции перенесем в дешевый сегмент, но очень мало, потому золото и бриллианты не всегда хорошо переходят в серебро и фианиты. Мы сделали специальный новый дизайн под дешевые вещи. Будет серебро и недорогое золото. Мы хотим, чтобы красота досталась всем, но далеко не у всех есть десять тысяч долларов на кольцо.

- Вы говорите, что занимаетесь промышленным дизайном от большой любви, от собственных стремлений и прочих. А графический дизайн, которым вы занимались изначально, надоел?

- Если совсем честно, то да. В какой-то момент мы поняли, что когда ты занимаешься графическим дизайном, то работаешь на мусорную корзину. Результат твоего труда очень быстро отправляется в макулатуру. Очень быстро. Работать на пятерых фанатиков-коллекционеров графического дизайна не очень интересно. Вообще работать на собратьев по цеху, кучкуясь и варясь в этой каше, быстро надоедает. Мы никогда так особо в цеху не варились, и очень быстро поняли, что вот это вот перекрестное взаимопыление радости не доставляет. Как-то хочется в мир пойти. К тому же графический дизайн - это как правило оформление вещей, которые к тебе никакого отношения не имеют. И большая часть этих вещей это упаковочки, оберточки, газеточки, журнальчики, фантики, плакатики. И это все уходит в мусорку.

- Вот, вы сказали "упаковочки". Вашей упаковочке сока Rich бог знает сколько лет, но она практически не изменилась. И вовсе она не в корзине.

- Ну это пример уникальный, как-то все тогда совпало. И ситуация в целом в экономике, и ситуация с данным конкретным клиентом, и наша на тот момент крайняя заинтересованность и готовность. Это исключение из правила. И все равно это коробочка для чего-то не нашего.

И вторая есть причина очень серьезная, по которой графический дизайн больше у нас не главенствует: надоели клиенты. Надоели.

В ситуации с предметным дизайном мы работаем на покупателей. Формально у нас есть клиенты, мы думаем о том, как сделать что-то, что понравится людям, и что они купят. А в случае с графическим дизайном, и в случае с рекламой и подавно, между нами стоит клиент, у которого совершенно свое представление, и с нашей точки зрения оно не всегда правильное. И вот этот вот посредник, проводник, который чаще всего является полупроводником, он... ну устали мы от него.

Мы продолжаем этим заниматься, но на порядок меньше и менее охотней. Мы берем только те заказы, которые действительно представляются нам очень интересными, и если клиент вменяем. Заказы типа "просто бабла заработать" мы не делаем. И в свое время сознательно пришли к решению не расширяться и не делать конвейер по производству рекламы и графического дизайна из нашей компании. И уже сколько... 13 лет будет? Да. 13 лет будет как мы не растем. *смеется* Человек 10 у нас работает вместе со мной и Кужавским. Но поскольку мы чем только не любим заниматься, у нас существует контактов 50 аутсорсеров, это все люди надежные и проверенные.

- Многие дизайнеры, которые уже много-много лет в этом бизнесе, помимо своей основной профессиональной деятельности, занялись еще и педагогической деятельностью. Преподают, ведут курсы, семинары. А вы ведете ЖЖ и пишете книги. Притом, о маркетинге.

- Если мы что-то знаем, мы с радостью делимся. Мы не преподаем, но по причинам исключительно личного характера. Нас не прет от непосредственного общения, мы мизантропичные люди, несмотря на обманчивый внешний имидж. В течение года вести какой-то курс, вдалбливать что-то 30 студентам, их которых 10 идиотов - это эмоционально для меня тяжело, не хочется. А посредством печатного слова - естественно, да. Или лекцию одну прочесть, или маленький мастер-классик сделать - это можно. Если наши знания могут кому-то пригодиться, так чего же не поделиться.

- Книга ваша называется "Притчетерапия. Книга смыслей о маркетинге". Вы следите за тем, что происходит в рекламной индустрии?

- Нет. Книга была написана не в результате анализа рекламного рынка, а в результате анализа собственного опыта, в результате работы с клиентами, изобретения для них всего, чего угодно. Маркетинговых стратегий, нейминговых ходов и так далее. Дизайна в том числе. Нельзя сказать, что мы прям погружены в рынок. Как любой нормальный обыватель мы не можем не находиться внутри рекламной среды, но мы ее с профессиональной дотошностью не препарируем, не разглядываем. Я вообще телевизор полгода назад из-за рекламы перестал смотреть. Потому что это накипело и наболело уже настолько, что от каждой рекламной паузы начинают возникать рвотные позывы. Ну не хочу я ничего знать про зубные пасты и стиральные порошки, не хочу! Как бы это ни подавалось. Если меня одним и тем же гэгом развлекать пять раз в день, мне не будет уже даже на третий раз смешно. Любая самая талантливая реклама все равно достанет. Теперь интернет, кино, книги, музыка. Нет в телевизоре ничего такого, чего не жалко было бы бросить. А интернет-рекламы можно избежать, в отличие от телевизионной. Наружная реклама противная, но тоже можно не смотреть, а в телевизоре она самая назойливая и навязчивая. Радио я по этой же причине не слушаю.

- А что нужно сделать с рекламой, чтобы она перестала так раздражать? И можно ли это в принципе сделать?

- Я, наверное, сейчас абсурдную вещь скажу. Надо начать что-то другое рекламировать. Я понимаю, что экономически это утопия. Но чтобы реклама стала лучше, должно быть больше социальной, культурной рекламы. Это как раз то, чего в России нет. Это отсутствует напрочь, а если присутствует, то в крайне убогом виде, только отторгает меня как потребителя рекламы от того, что мне пытаются навязать. И понятное дело, что это совершенно невозможно. Надо менять а) законодательство и б) народ. И то, и другое, я думаю, поменять не получится.

- Да даже одно не получится.

- *смеется* Да, даже одно не настолько изменяемо, никто не захочет. Не захотят рекламные агентства, чтобы у них откусили кусок вкусного и сочного пирога, который сейчас правда подзасох малость и не так вкусен. Это если говорить о будущей индустрии рекламы, а если говорить о том, как сделать лучше существующую рекламу, не меняя ситуации, я полагаю, что это полная безнадега, здесь нет никаких рецептов. Мировые бренды все равно будут вынуждены поддерживать себя путем банальных концепций, имиджей и так далее, поскольку небанальными способами мировые бренды себя рекламировать не могут. И это логически абсолютно оправданно. Ну не могут Givenchy, Rolex, Coca Cola и General Motors делать что-то супернеожиданное, гиперкреативное. Потому что они рассчитаны на миллионы. А миллионам не нужна неожиданность и креативность.

- Не могу с вами согласиться. Та же Coca Cola во всем мире делает неожиданную и креативную рекламу, которая нравится аудитории. От веселой Фабрики Счастья, до роликов, которые несут в себе серьезные социальные сообщения. В Испании вот не так давно вышел ролик о смысле жизни , в котором реально встретились новорожденная девочка и ста-с-лишним-летний самый старый житель этой страны. Это было очень неожиданно и сильно.

- Очень хорошо. Но вы уверены, что реально эффективно. Что это заставит миллионы людей пойти и купить Кока-Колу? Я совершенно не уверен. Реально может заставить людей пить Кока-Колу, а не Пепси-Колу ротация рекламы. Если ее будет в два раза больше, чем пепсикольной, тогда ее будут пить в два раза больше. Если она будет в два раза более душевной, то очень сомневаюсь.

- А вы заметили, что они обращаются к разной аудитории? Pepsi ориентируется на активную молодежь, а Coca Cola на обычных людей.

- Мы переоцениваем эмоциональные достоинства рекламы, очень сильно переоцениваем.

- Но тем не менее, оба эти рекламодателя ротируются с примерно равной интенсивностью, но с совершенно разным настроением.

- Да, конечно, но это настроение оправдывают маркетологи, а придумывают рекламщики.

- Но раз они это делают, значит помогает?

- Вовсе не факт.

- А какой смысл им тогда это делать? Или они все глупые рыбы?

- Нет, они не глупые рыбы, но все-таки позволю себе скептически к этому отнестись. Мне кажется, что помогает реклама массированная, а реклама творческая помогает тогда, когда она уместна. Просто если Coca Cola выбрала себе на этот год концепцию душевности - хорошо, но на следующий год она выберет концепцию благотворительности, через два года... что там еще может быть нетипичного и неожиданного... выберут концепцию экстравагантности. И мне кажется, что привязка концепции к конкретному продукту, она абсолютно случайна. Ребята решили, что в этом году мы все такие душевные. Эта эмоция к этому напитку, если рассуждать логически, никакого отношения не имеет. Эта рекламная концепция никак не обусловлена качествами рекламируемого продукта.

- Естественно, но при этом образ продукта формируют именно эмоции. Pepsi, благодаря своим коммуникациям, считается напитком молодежи, а Coca Cola, грубо говоря, напитком людей других ценностей. Они же, получается, разделили аудитории.

- Конечно. И, возможно, даже договорились об этом. Они совершенно нормально поделили между собой рынок, но эмоционально, если взять и поменять местами, рокировочку такую сделать, то ничего не изменится. Если людям много лет долбить, что Pepsi - это напиток для старперов, то люди в этом поверят.

- Да, они много лет долбят, и если сейчас вдруг поменяются концепциями, то никто ничего поймет.

- Конечно, если вдруг. Но если поменять и много лет долбить, то в результате никакого противоречия не будет. Потому что ни тот, ни другой напиток за собой вот этой вот эмоциональной ауры не несет. Она искусственно создана.

- Она искусственно создана, но при этом успешна.

- Не бывает чудес. Она создана успешно не потому, что над ней потрудились суперпрофессиональные психологи, невероятно изобретательные работники рекламных агентств и классные маркетологи. Вот это эмоциональное зомбирование социума и манипуляция общественным сознанием хорошо эффективно работают тогда, когда активно, долго долбят и помногу. Вот и всё.

- А массированность разве не может насмерть задолбать потребителя до состояния отвращения?

- Рядового - нет, не может. Потому что вообще рядовому потребителю думать несвойственно.

- Почему вы так про людей-то думаете?

- Ну вот так вот грустно я про них думаю. К сожалению. Потому что 90% людей логическую цепочку дальше чем на два хода простроить не могут, к углубленному самоанализу они не способны, и уровень их образования крайне низок. Именно поэтому ими легко манипулировать, именно поэтому эффективна реклама.

- Иногда мы у себя в AdMe думаем, что наша реклама настолько хреновая, именно потому что те, кто делают рекламу, так и думают. За фразу "Регионы не поймут" уже хочется бить. Ногами.

- То есть вам хочется быть о людях лучшего мнения? - Конечно.

- Это здорово.

- Почему бы не следовать принципу презумпции ума?

- Потому что вы рассуждаете с позиции теоретиков рекламы, а клиенты конкретное бабло за это платят. И рисковать, на основании ваших предположений, они им не хотят. Если им кажется, что регионы не поймут этой остроумной, дико творческой и крайне интеллектуальной рекламы, то они не будут платить за это деньги. А будут платить за то, чтобы тупо идиотской рекламой бить регионы по башкам. Они правы. Потому что это их личные деньги, и они ими рискуют.

- Они идут сейчас по накатанной. Они как начали долбить, так и долбят, глядя на то, что это хоть сколько-то там помогает. А если разок рискнуть, то они же могут не потерять, а наоборот выиграть. Может быть результат лучше будет?

- Может быть. И поэтому у нас вот так невесело. Но народ-то правда не готов. Смотришь на то, что происходит на Западе, в принципе там вещи такие достаточно sophisticated проходят в рамках рекламы абсолютно массового продукта. Но никто же не проводил исследования на тему какой там средний уровень IQ регионального россиянина.

- IQ - это же просто умение делать выводы.

- Да, я согласен, это не совсем тот показатель, но с другой стороны умение делать выводы - это как раз то, что нужно для потребителя рекламы надо. Хорошая реклама же заставляет тебя делать правильный вывод, и если ты этот вывод делать не умеешь, то тогда тебе не дают возможности строить эту цепочку. Тебе говорят: "Черное - это черное. Вот, смотри сюда, мы тебе все щас расскажем. А вот это белое, и оно белое". Тут не надо никаких выводов делать, тебе это тупо объясняют.

- И нам это очень не нравится. Мы в какой-то степени идеалисты, да?

- Наверное, да. И это хорошо. Мы же тоже идеалисты, просто немного в другой области. В чем-то же надо быть идеалистом. Потому что они как раз прогрессу и способствуют. Им говорят: "Так не получится, так нельзя, да и вообще не надо этого никому". А они говорят: "Нет, мы верим. Мы верим, что можно лучше, мы будем стараться". И это правильно.

- На Западе же делают рекламу, не разжевывая ее. Неужели люди там умнее, чем здесь?

- Может быть, дело действительно не в IQ, не в уме и не в образовании, а в том, что у них уже, возможно, на протяжении нескольких поколений генетически сформировался некий загадочный ген правильного потребления рекламы. Сколько лет западной рекламе и сколько лет рекламе российской. Наш потребитель просто еще не воспитан. Может быть, его надо воспитать? Это воспитание не заставит его учиться логически мыслить, но может быть заставит не отторгать что-то хитрое и для него не очень понятное. И он будет к этому совершенно спокойно относиться. Поглядим лет через 50. И еще вот что интересно. Рекламу-то пошел делать кто? Эти люди в этой же стране родились. Они перешли из невоспитанных потребителей рекламы в необразованных изготовителей рекламы. Нормально. Других-то нет людей. Схема грустная, но логически объяснимая. И исправлять ее не получится, это только эволюционный путь. Можно сделать революцию в отдельно взятой рекламе, но она нафиг никому не нужна и не поможет.

- Нас что-то прям унесло в рекламу, давайте теперь возвращаться к дизайну. Хотела спросить вот что: сейчас вы занимаетесь промышленным дизайном, вам это ужасно нравится. Все? Остановились на этом? Нашли себя?

- Да нет. Что значит "нашли себя"? "Нашел себя" это означает конец жизни. Можно лечь и помирать. Мы занимаемся массой каких-то других вещей. Они даже могут быть не связаны с дизайном, картиночки какие-то рисуем, щас в стадии старт-апа у нас арт-проект, например. Никакой ни прибыльный, никакого отношения к промдизайну не имеющий. Реальное такое изобразительное искусство. Вчера, например, сели киносценарий сочинили. Зачем - не знаем. Сочинился.

- Будете снимать?

- Будем деньги искать, конечно.

- Про что кино?

- Про одиночество. Грустное такое кино. Грустное, но романтическое. Не с плохим концом. Без вообще какого бы то ни было энда. Маленькое такое кино, короткометражечка романтическая. Потом книжка. Одну книжку уже написали, про маркетинг, а следующую мы сделали "Ново-Хокку". Вообще стихи псевдояпонские. Сейчас вот носимся, вспомнили старый проект, хотим сделать книжку "Неучебник для нехудожников", о том, как из подручных средств создавать произведения искусств.

- Я читала в вашем ЖЖ урок рисования вином и феном на бумаге . Ручонки-то потянулись сразу.

- Вооот. Мы хотим, но сами пока не потянем, очень заняты. А народ какой-то вялый, не хочет ничего придумывать. Все же есть - издатель, добровольцы, которые будут верстать и снимать. Никто ничего не предлагает, все чего-то боятся. Как сказать "Вино разлили, ну подумаешь, я сам так могу" это любой может, но ты возьми, придумай что-нибудь своё. Не, не предлагают. Не понимают регионы *смеется* Мы на продакт-дизайне специально не заточены, мы и рекламу изредка сочиняем, графический дизайн до сих пор нам приносит деньги. Мы ни от каких сфер не отказываемся, как раз вот скучно ограничивать себя чем-то. Скучно взять и решить: "Сергей, Стас, ну все, с завтрашнего дня мы промышленные дизайнеры. И шаг влево, шаг вправо - ни-ни". Я надеюсь, что такого не будет никогда. Будем еще песни петь, выступать с концертами. Я не знаю, что еще в голову придет. Но сначала надо эту книжку добить. Вообще одну книжку в год нам хочется выпускать. Книжка - это очень приятная вещь, такое вот ни с чем ни сравнимое ощущение *показывает, как прижимает к груди книжку* : "Вот он, результат твоих трудов".

Ювелирка у нас идет дальше-дальше-дальше, несмотря на то, что стартанули мы ровно под кризис, будто подгадали с самой дорогой коллекцией. Мы не можем хвастаться пока какими-то шикарными продажами, но не останавливаемся.

У нас еще в производстве дизайнерский паркет находится. Тоже вещь такая - скучный деревянный паркет. А оказывается, можно не скучный. Чем задача кажется невыполнимей, тем ее интересней решать. Надеемся, что в каком-то обозримом будущем у нас будут еще всякие смешные предметы. Очки вот должны быть, лампы настольные, посуда, по мелочи всякие глупости.

- Как все успеете-то?

- Да ладно, успеем. Нельзя сказать, что это какой-то титанический труд. Если это доставляет удовольствие, это ж не тяжело. На самом деле мало, мы еще хотим. Продуктовый дизайн же дико протяжен во времени от задумки до готового изделия... Для того, чтобы реализовать нормально какую-то вещь, полгода - это, считай, повезло. Обычно от придумки до вещи год проходит. С кольцами вот сейчас легко. Мы знаем, как надо, они знают, чего мы хотим. А когда начинали, сложней было. На коленке, с ошибками, все это туда-сюда ездило и отбраковывалось, и переделывалось, и на этапе 3D моделей, и на этапе золотых прототипов уже с настоящими камнями. Приходилось безжалостно расплавлять, но ничего. *смеется*