Водоросли называют зеленым золотом: из них делают лекарства, витамины, сладости, косметику и т. д. «Коммерсантъ Стиль» разобрался, как обстоят дела на этом рынке в России.

Аналитики предрекают, что «морской» тренд с каждым годом будет только набирать обороты: к 2028 году мировые продажи продуктов из водорослей будут расти на 10% ежегодно и составят $36 млрд. А аналитическая компания WDSN назвала косметику и добавки на основе ламинарии, фукуса, келпа и других «подводных трав» must have года. В любви к водорослям признаются многие звезды: Гвинет Пэлтроу и Виктория Бекхем каждый день съедают порцию вакамэ, Кортни Кардашьян ежедневно принимает таблетки спирулины, а Крисси Тайген говорит, что масло для тела из морского винограда помогает ей бороться с целлюлитом.

То, что водоросли стали новой суперзвездой в велнес-сегменте, неудивительно. Они содержат в 20 раз больше полезных веществ, чем наземные растения: всю группу минералов, а также витамины, антиоксиданты и незаменимые аминокислоты. Кроме того, водоросли — лучший растительный источник белка: в них его содержание в семь раз больше, чем в сое. Наконец, водоросли идеально попадают в тренд на органические, веганские и безвредные для экологии ингредиенты. Они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, так что даже целая плантация «морской травы» не вредит окружающей среде. Кроме того, водоросли очень неприхотливы: их можно выращивать практически без пресной воды. Это критически важно, ведь 70% ее мировых запасов уходит на обслуживание пищевых потребностей человечества.

В России водоросли и продукция из них никогда не были популярны — у нас в ДНК, в отличие от азиатов, нет доверия к «морской траве», а специфический вкус салата «Дальневосточный» помнят все. А очень зря, ведь именно нам она очень полезна. «Большая часть населения России живет в условиях низкого потребления йода и потенциально может страдать от йододефицита,— объясняет Михаил Гинзбург, д. м. н., врач-диетолог, эндокринолог, профессор Академии специалистов здоровья.— При этом в одной порции ламинарии содержится суточная доза йода для взрослого человека. Включение в рацион водорослей или прием БАД на их основе может полностью решить проблему».

В последние годы любовь к водорослям увеличилась, и в первую очередь за счет зарубежных товаров: добавки со спирулиной и хлореллой, обертывания Thalion и Thalgo и мисо-суп с нори на обед. Но сейчас ситуация закономерно изменилась. После ухода IHerb заказывать американские «морские» БАД стало сложно и дорого, а многие популярные бренды ушли с российского рынка (как, например, La Mer) или сократили поставки (как, например, Thalion).

И тут на первый план выходят российские производители. Так, продажи средств AB1918 собственного бренда Архангельского водорослевого комбината за этот год выросли на 100% по сравнению с 2021-м. Это единственное в России предприятие полного цикла, занимающееся переработкой водорослей «от моря до полки». Изначально во время Первой мировой войны комбинат строился для производства йода, а сейчас выпускает фармсубстанции, а также под брендом АВ1918 — БАД, функциональное питание и косметику, которая приносит половину его оборота.

«Мы поставили себе задачу сравняться по качеству с брендами Thalgo и Guam, но оставаться доступными по цене для российского потребителя,— объясняет Светлана Воробьева, директор по маркетингу Архангельского водорослевого комбината.— В том, что касается БАД, мы бы хотели занять нишу американских производителей, поставки которых сейчас осложнены». Сейчас в портфеле бренда около 170 наименований БАД, суперфудов и косметических средств, еще столько же готовятся к выпуску.

Рынок российских водорослей вообще очень перспективен: по подсчетам Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра, только в дальневосточных морях можно ежегодно добывать до 1 млн тонн, а сейчас добывается только около 5 тыс. тонн. Архангельский водорослевый комбинат в нынешнем году впервые после распада СССР заготовил 3 тыс. тонн водорослей, а в 2023 году планирует увеличить объем производства в два раза — спрос на рынке, очевидно, есть. А ученые из МГУ научились выращивать в бассейнах биодоступную спирулину, ничем не уступающую американской, и планируют увеличивать ее поставки.

Сейчас основные конкуренты российских водорослевых брендов — азиатские. Как комментирует Яна Малеева, директор по маркетингу сети «Золотое яблоко», продажи водорослевых масок корейского бренда Yadah выросли за год на 313%, а водорослевой линии RED от Orjena (другая корейская марка) — на 437%. Азия остается крупнейшим в мире поставщиком «морских трав».

Но это не значит, что лучшим. «Все китайские водоросли на рынке — это аквакультура, которой дают вырасти только год, они не успевают набрать достаточно минералов и витаминов,— объясняет Светлана Воробьева.— А Архангельский водорослевый комбинат собирает, во-первых, взрослые, во-вторых, дикие, в-третьих, северные водоросли — в суровых арктических условиях ламинария и фукус накапливают максимум ценных веществ. Мы собираем их вручную, а сушим на солнце, как 100 лет назад, чтобы сохранить все полезные свойства. Эта технология обработки более дорогая, чем у китайских и скандинавских коллег, но мы ее решили сохранить».

Еще одно «морское» направление, которое, очевидно, будет развиваться,— необычные продукты. Любимый многими шоколад Torras с водорослями исчез с рынка, но появляются отличные российские аналоги, например дальневосточный шоколад с морской капустой «Приморский кондитер» и шоколад с фукусом от AB1918. А в ресторанах сети White Rabbit успешно готовят шедевры из старой доброй ламинарии. Так что будущее водорослей в нашей стране, в том числе гастрономическое, вполне радужное.

Наталья Иншакова