Через несколько лет, самыми богатыми людьми будут не владельцы реальных торговых сетей, а те, кто владеет этим в Интернете.



Текстовая версия

Герман Клименко, владелец Liveinternet:

"Интернет-ритейл начинает теснить обычный ритейл. Это видно по всем направлениям.

Если мы посмотрим банки - у нас есть простейший пример – Сбербанк. У него 22 000 отделений, у него прекрасная капитализация - 60 миллиардов. Мы гордимся нашим Сбербанком: 22 000 отделений по России, прекрасный бренд, инвесторы. Бьёмся за долю государства в нём. Масса споров: пустить иностранцев, не пустить иностранцев - национальное достояние. Мы понимаем – крупнейший банк в Европе.

И у нас есть, с другой стороны, «Тинькофф»: капитализация - миллиард, отделений - нет. Как такое может быть? На самом деле есть ещё «Русский стандарт» с огромными объёмами, т.е. есть ещё какая-то часть - назовём её «невидимый бизнес», который не сильно светится потому, что мы его не видим. Его не видим не только мы, но и налоговая инспекция, что очень упрощает его деятельность.

Но идёт постоянное проникновение. Т.е. недавно была сделка с компанией «СотМаркет». Цифры точно не известны. Речь идёт о десятках миллионов долларов. Это интернетный магазин, который продаёт по разным оценкам три-пять тысяч товаров единиц в день. Это уже конкуренция нормальным сетям. Понятно, что компания «Связной» или «Евросеть» продаёт, условно, 20 тысяч товаров в день. 20 тысяч и пять - вроде небольшая разница. И самое главное, что интернетовский ритейл растёт кратно.

Собственно говоря, не так далёк тот день, когда можно сказать (как и в Америке это происходит), что у нас когда-нибудь какая-нибудь интернет-компания будет продавать больше, чем, допустим, «М.видео» или «Эльдорадо», или «Пятёрочка» - по объёмам.

Просто пока в продукты не идёт сильно Интернет, потому что это - скоропортящийся, неудобная доставка и логистика. Но сама интернет-коммерция, как таковая, она, безусловно, развивается. Сдерживает её всего один фактор - наша непривычка платить карточками.

Т.е. классическая интернет-коммерция – это когда вы заплатили денежки, и вам доставили товар. У нас пока в первую очередь доставка товара с оплатой на месте. На самом деле это психологически несколько другая вещь -это когда покупатель может отказаться. Массовая проблема с возвратами товаров, которые не куплены.

Но в целом сама тенденция, как говорится, когда Россия легла в это «прокрустово ложе», когда нам пустили Интернет. Мы никуда не денемся. У нас всё будет развиваться так же, как у них, может, только с некоторым запозданием. И, безусловно, что самыми богатыми людьми будут не владельцы реальных сетей, которые на земле находятся, а те, кто владеет этим в Интернете.

Принципиальная разница между ритейлом реальным и виртуальным – она, на самом деле, проходит очень интересные границы. Руководители серьёзных компаний, которые пытаются зайти в Интернет, собирают большое совещание и говорят: «Обоснуйте нам необходимость поисковой оптимизации». В таких случаях я говорю: «Понимаете, зачем нам обосновывать открытие офиса в проходном месте? Это не обосновывается. Это в обязательном порядке: локейшн, локейшн и ещё раз локейшн».

Разница в менталитетах между теми, кто создаёт интернет-ритейл, и теми, кто реальный: те, кто реальный - они думают: «А нужно или нельзя?» Т.е. они верят, что на Кутузовском проспекте обязательно надо открыть, а вот Интернет можно как-то сэкономить.

А вот как раз интернетовский ритейл не задаёт вопрос: «А зачем им поисковая оптимизация?» Он просто покупает всё. Покупает всё у самых лучших, потому что в Интернете происходит серьёзная ситуация в том, что идёт это гораздо хуже, чем в реальной жизни.

В реальной жизни, если вы торгуете Самсунгами, и вы заняли место где-нибудь в центре, то я могу уехать на Рублёвку, могу уехать в Бутово, потому что вы мне там не будете конкурентом. А в Интернете на выдаче «Samsung Galaxy Note 10», например, есть всего три строчки верхние, всего три. Где бы вы не находились, у вас просто должен быть склад и сами эти Самсунги.

В Интернете, на самом деле, монополизация в перспективе гораздо более серьёзная, чем можно себе представить. Вот этого мало кто понимает из ритейлеров, что здесь можно отстать навсегда. Потому что когда люди научились оптимизировать, к сожалению нельзя просто купить деньги: «А мы завтра станем первыми». Так не бывает уже. Это достаточно долгий процесс, это большой профессионализм.

И вот уже видно - я не буду называть компании, те, кто еще живы, те, кто процветают, - но они уйдут с рынка, потому что они уже очевидно не успеют войти туда, где бьются те, кто прекрасно понимает, как в Интернете надо продавать товар. Я думаю, что «Яндекс» входит в список 10-20 крупнейших налогоплательщиков по России. «Mail» и «Rumbler» являются крупными компаниями, влияющими частично уже на экономику (не на всю, конечно). «Е-Коммерц» в целом – это обычный бизнес, т.е. это вопрос методологии. Там, с одной стороны, нет ничего противоестественного, но методология продажи обеспечивает эффективный способ достучаться до клиента. И то, что все туда придут - в «Е-Коммерц».

Нельзя будет отдать рестораны, потому что это повара, нельзя будет отдать какие-то кинотеатры, потому что это искусство - это что-то, что делается руками. Всё, что формализуется, всё, что можно доставить - всё уйдет туда.

Ещё года 3-4 назад можно было говорить о том, что кто кого купит: обычной ритейл купит виртуальный ритейл. Сейчас это проще - кто купит, условно, «М.видио». Возьмём любого из интернетных компаний, кто сейчас крупно резко продвигается. Возможно, они будут покупать, потому что инвесторы будут доверять им больше, потому что это и локализованный понятный бизнес, и самое главное - с перспективой сразу на всю Россию.

Реальному бизнесу нужно открывать магазины, а виртуальному достаточно обеспечить логистику доставки. Тут сейчас идёт достаточно большая бойня. И я думаю, что многие сейчас кажущиеся бренды будут поглощены новыми интернет-компаниями, которые просто найдут деньги. Их просто купят и привнесут свои технологии, и сделают из них центры выдачи товаров.

Но возможно и наоборот, но вряд ли - менталитет не тот. Т.е., условно говоря, если компания не готова к интернет-продвижению, то она так и останется. По-моему 12 лет назад (цифра звучит нехорошо – далеко. Хотя для нормального бизнеса недалеко), для Интернета далеко было такое общение. Маленькие все были: «Яндекс», «Rumbler» юный. Тогда еще был «Апорт» процветающий. И мы на полном серьёзе рассуждали о том, что (в мире «Yahoo» - каталог был) люди так ищут. Что у поисковиков нет ни одного шанса потому, что они не научатся искать. А в России у нас люди, которые пользуются «Рамблером». Таковы люди - все любят получать дешевле.

Дело в том, что содержание офиса… Сейчас появилась такая конкуренция, что если из Москвы курьер привозит телефон на Камчатку, то есть цена московская - самая лучшая, и затраты на курьера, которые абсолютно формализованы. Представьте, что вы находитесь на Камчатке. У вас там живой офис. Вам же тоже нужно привезти этот товар. У вас ещё добавляются затраты на офис. Что вам делать? Дело в том, что цена побеждает всё.

Безусловно, есть люди, которые очень любят ходить. Но я вас уверяю, что если вы будете продавать айфон по цене - он стоит где-то там 35 тысяч, а вы предложите за 30. За пять тысяч рублей люди спокойно получат его у себя дома, когда приедет курьер. При этом: «Как же здорово! Я же могу так дешевле покупать!»

Есть же внутренняя часть, а есть внешняя часть. Был недавно скандал, когда директор «Kupi-vip» обозначил проблему, правда потом быстро слился. Ему бы хотелось, чтобы граждане перестали завозить беспошлинно до 1000 евро - товар оттуда. Его общественность заклевала. Ему сказали, что он - негодяй, что он, вообще, хочет разорить Россию. Он, естественно, потом извинился. Таможенной пошлины у него тогда не было. От этого проблема никуда не делась.

Канадцы проигрывают этим же китайцам - когда человек может заказать на 1000 евро в месяц товара. Т.е. это средний объём потребления, и люди учатся это делать. И объём растёт - это объём импорта. Он начинает конкурировать, причём импорт бестаможенный. Мы сможем заказать на «Ebay» iPad - там не будет НДС. Обойдётся нам дешевле, чем легальный сертифицированный iPad от компании «Apple» здесь.

И в этом вся проблема. У нас в «Е-Коммерце» нас ждёт очень много развлечений, которые нам всем понравятся. Кто-то разорится точно."