Центр братьев Люмьер закрыл фотовыставку «Без смущения», так как власти усмотрели в представленных экспонатах наличие детской порнографии.

Выставка «Джок Стерджес. Без смущения» в московском Центре фотографии имени братьев Люмьер открылась в начале сентября. Джок Стерджес – американский фотограф, который снимает преимущественно женщин и девочек-подростков, в том числе часто его работы выполнены на нудистских пляжах, что и привлекает к нему внимание правоохранительных органов. Так, в 90-е годы прошлого века полиция США уже проводила расследование по его работам. Тогда Художественное сообщество США и Европы выступило в защиту фотографа, и обвинения ему так и не были предъявлены, а действия полиция признаны необоснованными. Против Стерджеса также выступают протестантские общины.

Выставка «Джок Стерджес. Без смущения» в московском Центре фотографии имени братьев Люмьер открылась 7 сентября 2016. Планировалось, что она продлится до 30 октября, однако в это воскресенье она была закрыта. Все началось с публикации работ художника в российском пространстве интернета, причем тех работ, которые на самой выставке в Москве представлены не были. Тут же против проведения выставки выступили сенатор Елена Мизулина, член Общественной палаты и глава организации «Офицеры России» Антон Цветков, а также недавно назначенный детский омбудсмен Анна Кузнецова.

По мнению Мизулиной, которая первая потребовала закрыть выставку, это публичная демонстрация материалов с детской порнографией. «Я убеждена, что работы с изображением обнаженных маленьких девочек, представленные на выставке, не могут трактоваться как произведение искусства, это самая настоящая пропаганда педофилии», – заявила Мизулина.

Детский омбудсмен Анна Кузнецова, в свою очередь, заявила: «Просто жутко, что фотовыставка автора, чьи работы признаны Роскомнадзором детской порнографией, может иметь место в культурной жизни нашей столицы». Однако, по словам главы Роскомнадзора Александра Жарова, «анализ этой конкретной экспозиции ведомство не проводило, что и не его функция».

По мнению же Натальи Григорьевой, куратора Центра фотографии, фотографии Джока Стерджеса не имеют отношения к порнографии, это искусство. «Эта выставка работает не первый день. Огромное количество СМИ было на открытии. И это не про педофилию, а про искусство. Я не вижу здесь того, о чем говорит Мизулина. Стерджес – это большое имя в мире фотографии, он знаменит не потому, что у него есть обнаженная натура, а потому что он умеет выстраивать композицию, занимается светом. Я не вижу никаких расхождений с законами Российской Федерации, есть обнаженная натура – модели, которых снимали с их согласия, а не исподтишка», – рассказала Григорьева.

Организаторы выставки «Джок Стерджес. Без смущения» также заявляли, что изображенные на фотографиях дети одеты, а публикуемые в ряде СМИ фотографии не имеют отношения к этой выставке. «Дети, безусловно, есть, но они одеты или обнажены в рамках самых ханжеских понятий. Женщины, представленные обнаженными, все взрослые, некоторые из них сняты вместе с детьми. В общем, все в рамках приличий и законодательства», – сообщалось в комментарии Центра фотографии в Facebook.

Несмотря на все попытки организаторов выставки донести свое видение до общественности, чтобы она не судила о выставке по ложным данным, после блокировки входа на выставку людьми из организации «Офицеры России», а также после того, как фотографии были облиты «неизвестной жидкостью», как пишут российские СМИ, а конкретно – мочой (это проделал активист из Центра музейной педагогики «Светоч», одновременно являющийся волонтером акции «Школы Москвы – школам Новороссии»), было принято решение закрыть экспозицию досрочно.

Как заявил владелец галереи Эдуард Литвинский, выставку закрыли, чтобы не будоражить общественное мнение: «В ЖЖ были опубликованы материалы, в котором были фото, которых нет на нашей выставке. Девушка-блогерша славится заказными материалами, но, тем не менее, пошел резонанс. Мы были возмущены всем Центром фотографии, связались с Антоном Цветковым. Осматривая сегодня выставку, он сказал, что не видит фотографий, о которых шла речь в интернете, но, тем не менее, мы приняли решение закрыть выставку, чтобы не будоражить общественное мнение».

Российское интернет-сообщество разделилось на два противоположных лагеря. Одни считают, что человек с нормальной психикой и ориентацией в детях, голых или одетых, видит только детей, а другие – продолжают видеть детскую порнографию.

«Когда речь идет о явлении локальном, то любой разговор о запрете абсолютно беспредметен. Можно ограничить возраст людей, допускаемых на эту выставку. Это реально. А так искусство для того и существует, чтобы нарушать запреты. А если речь идет об искусстве, то там много чего можно найти и в старом классическом, и в древнем, и в Библии есть многие вещи, которые порицаются и порицались. Но это не означает, что об этом нельзя говорить и это нельзя показывать. Это нельзя делать – другой вопрос», – считает Кирилл Разлогов, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России.

Джок Стерджес также прокомментировал закрытие своей выставки в Москве: «Мне грустно, поскольку я хотел сделать прекрасное шоу. Мои работы выставляют множество галерей в разных странах. И я не слышал ничего подобного раньше, никогда в своей жизни».

Несмотря на закрытие выставки, благодаря скандалу, о самом фотохудожнике явно узнало гораздо больше людей, чем могло бы.

«Очень трудно добиться известности, занимаясь исключительно художественной фотографией. Теперь я достиг этого, но меня навсегда лишили возможности узнать, популярны ли мои произведения исключительно благодаря своим художественным достоинствам, или это результат возникающих вокруг них скандалов. Я чувствую, как будто меня обворовали, и я никогда не смогу вернуть украденное. Некоторые критики обвинили меня в том, что я пытаюсь извлечь выгоду из сложившейся ситуации, но забыли упомянуть, что ситуация сложилась вовсе не по моей вине», - считает Джок Стерджес.