Письмо Комитета по тарифам Санкт-Петербурга о составе услуг, входящих в квартплату, вызвало некоторое недоумение у профессионалов ЖКХ.

Любой житель города вправе требовать от управляющих компаний, ТСЖ или иных организаций ЖКХ выполнения тех услуг, за которые он платит по тарифу. Но здесь, как выяснилось, есть свои «подводные камни» и без детального знания законодательства не обойтись.

Например, по 1,29 руб. с кв. метра все петербуржцы платят за так называемую «уборку и санитарно-гигиеническую очистку земельного участка». Из письма Комитета по тарифам, где чиновники дают свое объяснение, следует, что очистка тротуаров и внутриквартальных проездов во время снегопада должна быть начата сразу по его окончанию и завершена максимум через 6–12 часов. Однако уборка земельного участка предполагает его наличие в общедомовой собственности, в противном случае жители должны требовать это не от ТСЖ или управляющей компании, а от городских служб, поскольку данный участок, а уж тем более внутриквартальный проезд находятся в собственности города.

Кроме того, вопросы владения и уборки территории оговорены как в федеральном, так и в местном законодательстве.

В частности, из Постановления Правительства № 491 следует, что в состав общего имущества входит только та территория, которая находится в собственности. То есть, если земельный участок, в данном случае придомовая территория, оформлен в собственность, тогда на собственников и ложится бремя расходов по его содержанию.

А в Постановлении губернатора № 1334 «О правилах уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга» оговаривается, что управляющая организация должна производить уборку только пяти метров от периметра дома, если земельный участок не входит в общедолевую собственность, а если входит, у него должен быть кадастровый номер и его границы должны быть утверждены в районной администрации.

«Плохо, если данное письмо введет кого-то в заблуждение, и люди будут думать, что выбранная собственниками организация, обслуживающая дом, должна убирать и весь двор, и проезд, который в принципе не может являться собственностью жильцов», — говорит председатель ТСЖ «Товарищеский, 4» Владимир Рогинкин.

Кстати, на сей счет высказывался и вице-губернатор Алексей Сергеев, особо подчеркивая, что на уборку придомовых территорий, не являющихся собственностью жильцов, каждый район получает деньги.

Домов, оформивших землю в собственность, сейчас меньшинство. На 2005 год их насчитывалось 770. Одного желания оформить земельный участок в собственность недостаточно. Это довольно долгосрочная и затратная процедура, на которую в среднем уходит от 1,5 до 2 лет. Разговоров о необходимости упростить данную процедуру было много, но вопрос до сих пор не решен. Так что в большинстве случаев ТСЖ никак не могут воспользоваться придомовой территорией и не обязаны ее содержать.

Под одну гребенку

В строчку, именуемую «содержание общего имущества в многоквартирных домах» (тариф — 3,39 руб. с кв. метра общей площади), входит сразу семь услуг. В том числе: дератизация, аварийное обслуживание (включая материалы на ремонт крыш, стен и т. д.) и заявочный ремонт, технические осмотры, подготовка дома к сезонной эксплуатации, услуги сторонних организаций (трубоочистные работы, замер сопротивления изоляции проводов, обслуживание объединенных диспетчерских систем, поверка манометров, счетчиков и др. работы), а также работы по обследованию аварийных квартир, технической инвентаризации, техническому обслуживанию узлов учета, аренде прямых проводов, транспортные расходы по обслуживанию домовладений и т. д.

В то же время Комитет по тарифам напоминает, что жильцы отдельно должны оплачивать электрическую энергию на освещение помещений общего пользования (лестниц, подъездов и т. д.), а также потребленную иными относящимися к общему имуществу электроприборами. Равно как и технологические расходы воды и теплоэнергии — эти затраты не учитываются в составе платежа по статье «содержание общего имущества».

Отдельно оплачивается текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах (4,57 руб. с кв. метра общей площади), содержание и текущий ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения (0,33 руб.), в том числе аварийное обслуживание (служба 04), системы автоматизированной противопожарной защиты (0,36 руб.), переговорно-замочного устройства (АЗП подъездов — 0,46 руб.), ряд иных услуг.

Плата за содержание и ремонт лифтов определяется исходя из фактической стоимости технического обслуживания лифтов в каждом доме. Базовая стоимость этих работ на один лифт на десять этажей составляет сегодня 2 838 рублей в месяц. «По сути, сегодня дифференцирован только тариф на обслуживание лифтов, что вполне разумно, на мой взгляд. Добавляется коэффициент на каждый этаж. Что касается остальных тарифов, то они одинаковы для всех домов, хотя дома разные. Например, наш дом 1972 года постройки взят в управление в предаварийном состоянии, а напротив стоит новый дом, однако и там, и там за содержание общего имущества с жильцов собирают 3,39 руб. с кв. метра», — говорит Владимир Рогинкин.

О том, что тарифы почти никак не привязаны к реальной стоимости услуг на рынке ЖКХ говорилось немало. Отсюда возникает немало проблем как у управляющих компаний, так и у собственников, которые годами исправно платят, а результат видят не всегда. «Пока тарифы на коммунальные услуги жестко регулируются государством, отрасль ЖКХ трудно будет поднять, поскольку она требует гораздо больших вложений», — заключает Евгений Пургин, председатель Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере.