Весь мир следит за состоянием здоровья легендарного немецкого гонщика Михаэля Шумахера, который продолжает восстанавливаться после тяжелой травмы головного мозга. О перспективах реабилитации немца и возможных вариантах развития событий «Газете.Ru» рассказал врач-нейрохирург, кандидат медицинских наук Андрей Ходневич.

— Какие прогнозы можно дать относительно восстановления Шумахера, учитывая, что после травмы гонщика прошел почти год?

— Прогнозы здесь давать сложно. Повреждения Шумахера очень серьезны, ему уже провели несколько операций. Его состояние может остаться прежним, а может с годами улучшиться, но о полном восстановлении говорить сложно. У нас есть пример известного актера Николая Караченцова, который перенес похожую травму.

— Что в данной ситуации могут сделать врачи?

— А что они могут сделать, если часть мозга просто разрушена? Медики пытаются работать с теми отделами мозга, которые повреждены меньше остальных, но без уничтоженных кровоизлиянием частей жить тяжело.

— Один из врачей «Формулы-1» рассказал, что шансы на восстановление Шумахера крайне малы, что он фактически находится на «стадии долгого прощания с нами».

— Это зависит от того, как смотреть на жизнь. Жизнь конечна и для здорового человека, и для больного. Можно вспомнить слова Платона: «Жизнь — это подготовка к смерти». Может быть, так оно и есть.

То, что Шумахер вновь сядет за руль болида «Формулы-1», крайне маловероятно. Сейчас Михаэль жив, но мы не можем сказать, осознает он это или нет.

— Как долго проходит восстановление таких больных?

— Восстановление идет в течение года после травмы, а затем уже, как правило, все остается на том уровне, которого удалось достичь. Дальше человек живет тем, что он приобрел за этот год.

— С момента травмы Шумахера как раз прошел почти год. Получается, его состояние теперь будет улучшаться незначительно?

— Бывают исключения. Знаете, как говорят, что медицина по точности — вторая наука после религии. Но тенденции именно такие.

— Расскажите о таких счастливых исключениях.

— Это большая редкость. Надежда есть, но мне, конечно, сложно говорить об этом, так как я не видел медицинской карты Шумахера. Да, иногда такие больные активно прогрессируют, но это исключения.

Это только в сериале «Санта-Барбара» бывает, что главный герой два года лежал в коме, а потом пришел в сознание, встал и пошел.

— Шумахера перевели восстанавливаться из больницы в личный особняк на берегу озера. Насколько это правильно?

— Я думаю, речь идет не о реабилитации, а об уходе. По крайней мере, в интенсивном лечении Михаэль не нуждается. А больницы нужны либо для интенсивного лечения, либо для оперативных вмешательств. Такие больные нуждаются в очень серьезном уходе.

— Родные гонщика говорят, что он общается с ними при помощи кивков головы и моргания глаз. Свидетельствует ли это о том, что Шумахер приходит в сознание?

— Хотелось бы сперва сказать, что немец до сих пор жив только благодаря прогрессу современной медицины. Раньше такие пациенты просто погибали.

В наше время коматозные больные после мозговой комы, после травмы при хорошем уходе впадают в так называемое вегетативное состояние. У них работают сердце, легкие, человек самостоятельно дышит.

Больные реагируют на свет, боль, могут узнавать знакомые лица и даже отвечать на их появление морганием. Но об их моторной активности, движениях речи не идет. В таком состоянии люди при грамотном уходе могут находиться годами.

— Что ждет Шумахера, если он действительно погрузится в вегетативное состояние?

— Такие больные очень ослаблены. Любой сквозняк может буквально убить их. По сути, они как недоношенные дети. Пациенты неподвижны, у них развиваются пролежни. Они легко цепляют различные инфекции.

Больные в вегетативном состоянии, извините, не могут даже самостоятельно ходить в туалет, им требуется катетер. Дыхание у них тоже неполноценное. Питаются через зонд или вену. Банальная простуда, которую обычный человек даже не заметит, у них вызовет пневмонию. Они также склонны к тромбозам, потому что обездвижены. Проблем очень много. Это жизнь на грани.