В галломании Московский дом фотографии в целом и Ольга Свиблова в частности уличены давно, а объявленный нынче Год Франции в России и вовсе развязал им руки: они сдали Москву французам. И с исторической точки зрения это совершенно справедливо. Речь, разумеется, не о Наполеоне, а о Ньепсе с Дагерром, о французском праве первородства и связанных с ним преимуществах. Так что можно лишь радоваться тому, что "Фотобиеннале-2010" проходит под лозунгом "Vive la France!", а фестивальная афиша на две трети состоит из имен, ласкающих слух франкофона. В конце концов, важнейшие фотографические фестивали проходят именно во Франции — в Арле и Перпиньяне, не говоря уже о Paris Photo, которая давно переросла жанровые границы обычной ярмарки.

Прославленное фотоагентство Magnum Photos было основано в Париже, а один из его отцов-основателей персонифицирует фотографию как таковую. Драма — Шекспир, музыка — Моцарт, фотография — Картье-Брессон.

Ретроспективу Анри Картье-Брессона, сделанную "Магнумом" и фондом, хранящим наследие мастера, покажут в Манеже — она и станет центральным событием биеннале. И хотя слова про "решающий момент" навязли в зубах и ушах, книжка "Воображаемая реальность" переведена на русский и прочитана всеми заинтересованными лицами от корки до корки, а большую экспозицию из русских снимков тогда еще живой легенды фотографии МДФ сделал в 2000-м, все равно это гвоздь сезона. И, разглядывая любой из 133-х картье-брессоновских кадров, отобранных для Москвы, мы в очередной раз будем удивляться тому, что они — хотя бы вон тот воскресный пикник на берегу Марны с разомлевшими на жаре матронами и их простецкими на вид кавалерами, в котором узнаются Ренуар, Сера, Мане и Моне, — в сущности, всего лишь репортажная съемка. Ретроспективу "глаза века" курирует сам Робер Дельпир — фотографический Амбруаз Воллар, знаменитый издатель, основатель серии Photo Poche, под мягкими обложками карманных книжечек которой собрана антология мировой фотографии. О его всемирно-исторической роли в искусстве расскажет видеофильм давней любимицы МДФ Сары Мун "Робер Дельпир. Человек, показывающий картинки", который также будут крутить в Манеже.

Кроме того, здесь выставят еще двух ветеранов "Магнума". Прежде всего, Мартину Франк, которую сейчас больше знают в роли вдовы Картье-Брессона и президента-соучредителя фонда его имени. Между тем ее ретроспектива напомнит, что Картье-Брессон женился на едва окончившей Школу Лувра бельгийской искусствоведке, которая вдруг переквалифицировалась в фотожурналистку, не только потому, что она была красавица и на тридцать лет его моложе. Сексисты, конечно, начнут выискивать в ее работах мужнины композиции, свет и настроение, но это без толку. На выставке будут все главные серии Мартины Франк: тибетские монахи, гаэльские деревушки Ирландии, герои французской художественной сцены, от Шагала до Нуриева, театральная съемка, в том числе хроники Theatre du Soleil, официальным фотографом которого Мартина Франк служит с самого основания революционной труппы в 1964-м. Другой патриарх "Магнума", Элиот Эрвит, покажет в Манеже свою "любительскую съемку". То есть то, что сделано помимо рекламы и репортажа, для себя: влюбленные парочки, чудачества архитектуры и казусы природы в мягкой, туманно-зернистой, как в акватинте, печати.

Анри Картье-Брессон. «Воскресенье на берегу реки Марны», 1938 год Еще один хит биеннальной программы —-выставка "Сладкие сны памяти" к 40-летию фестиваля "Встречи в Арле". Свой юбилей едва ли не самый влиятельный фотофестиваль Европы пышно отметил в прошлом году, но в Москву привезут не объедки с праздничного стола в виде дайджеста прошлогодних торжеств, а специальный проект из истории "Встреч в Арле".

Хроники событий с 1970-го, когда группка провансальских интеллектуалов, активно поддержанная Мишелем Турнье, ныне почетным членом фестивального совета, загорелась бредовой по тем временам идеей ежегодно свозить со всего мира фотографию, которую и искусством-то тогда еще мало кто считал, в местный музей, до наших дней, когда комиссарами фестиваля становятся особы вроде Кристиана Лакруа. "Сладкие сны памяти" прекрасно дополнят выставки двух частых гостей арльских "встреч": Пьера Булы, блеснувшего в 1950-е — 1960-е репортажами в Life, и Сабин Вейс, романтической портретистки Парижа и его богемы.

Не обошлось без русско-французских диалогов. Франсуаза Югье снимала живописную натуру петербургских коммуналок, Леонид Тишков отправился со своей "Частной Луной" в Париж. А проект "Москва—Париж" демонстрирует результаты фотографических взаимообменов — больший интерес, кажется, здесь представляет русская часть: Париж глазами Александра Китаева, Игоря Мухина, Глеба Косорукова, Дмитрия Булныгина, Александра Пономарева, "Фабрики найденных одежд", Владимира Мишукова и Георгия Первова. В целом же против представительной французской сборной с нашей стороны выставили главным образом юниоров, вплоть до студентов Школы фотографии и мультимедиа имени Родченко.

Однако в программе "Фотобиеннале" значатся и ретроспективы отечественных мэтров: Валерия Щеколдина и Андрея Безукладникова, создателя Photographer.ru — нашего ответа "Магнуму". Из Пермского музея современного искусства привозят нашумевший проект "Одна карта, два маршрута": материалы фотоблогов признанного профессионала Александра Слюсарева и тоже признанного, по крайней мере, интернетом любителя Славы Козлова, скрывающегося под ником Aman Geld, — мегапиксельные ежедневники обоих свидетельствуют, что и фотографы страдают чем-то вроде визуальной графомании. И все же главный стратегический запас России — фотография родченковской эпохи: одной из самых интересных экспозиций обещает стать "Начало. 1923-1927", где собраны ранние работы Аркадия Шайхета.

Валерий Щеколдин. «Татария», 1979 год

Впрочем, не забыты и другие фотодержавы. МДФ покажет три выставки крупных мастеров современной модной фотографии: чеха Роберта Вано, немца Петера Линдберга и итальянца Паоло Роверси, представляющих три национальных варианта фэшн-декаданса. Привезут и серию Энтони Сво "Потерянный рай. Америка во время кризиса" — кадр из нее принес американскому репортеру победу в прошлогоднем World Press Photo.

Главное же событие нефранцузской части программы — выставка создателей дюссельдорфской школы фотографии Бернда и Хиллы Бехеров "Индустриальные археологи". Учителя самых ярких звезд современной фотографии — Андреаса Гурски, Томаса Руффа, Томаса Штрута и Кандиды Хефер, с начала 1960-х они снимали одни лишь индустриальные объекты, водокачки, силосные башни, элеваторы, склады и прочие "анонимные скульптуры", превратив эту работу в жизненный и концептуальный проект.

Чтобы понять, чем концептуалистский архив индустриального прошлого Германии отличается от обычной архитектурной съемки, надо обязательно сходить на выставку Intercity миланца Габриэле Базилико — одного из главных специалистов этого жанра сегодня. Из учеников же супругов Бехер на биеннале с персоналкой приедет Эльгер Эссер, составляющий по примеру учителей свой каталог — архитектура в синтезе с водой, преимущественно парков и замков. В последние годы снимать предпочитает во Франции. То есть все дороги фотографии так или иначе ведут на ее родину.

"Фотобиеннале-2010" проводится при поддержке MasterCard,Volkswagen, ОАО "Новатэк", Capital Group, BSGV, Martini, Ahmad Tea, Sobranie.