" ... Мой герой хочет спасти церковь. Ему кажется, что она стала слишком либеральной. И будучи человеком религиозным, он ещё очень верит в свою церковь. И пойдёт на всё, чтобы спасти её. Поэтому играть его было интересно. "

В "Ангелах и Демонах" Юэн МакГрегор играет камерленго (в русском переводе книги – камерария), Генерального Администратора папского Двора, после смерти папы отвечающего за подготовку похорон понтифика и приготовлениями к конклаву. Конечно, у Дэна Брауна в книге всё объяснено куда лучше. Иногда там вообще слишком много объяснений. Сценаристы «Ангелов и Демонов» постарались сократить их до минимума, но про героя Юэна вы всё равно узнаете.

В жизни МакГрегор оказывается невысоким улыбающимся молодым человеком, который явно не в восторге от мероприятия. Он отвечает довольно сбивчиво, подолгу подбирая слова. Нашему столу не везёт: первый же вопрос напоминает Юэну о «Звёздных войнах».

Когда ты играл джедая, то тоже носил подобие…

Сутаны? Ну да… Оба этих костюма придают своеобразный статус – несколько религиозный. Если надеть сутану священника и зайти в зал, где полно людей, то к тебе автоматически будут относиться с уважением. Наденешь джинсы и футболку – и отношение будет совсем иное. Такой вот костюм – вызывает уважение. Мне вообще было важно, чтобы зрители, вне зависимости от вероисповедания, относились уважительно к моему персонажу. Обратите внимание, ведь любой священник всегда излучают потрясающую уверенность. Чтобы отыграть сцену, где я спрашиваю Лэнгдона, верит ли он в Бога, мне была необходима эта уверенность. Иначе ничего бы не вышло.

Как готовился к роли? Читал много книг, наверное?

Да не особо. Я человек неверующий. Но у нас был отличный консультант. Священник из Нью-Йорка. Он постоянно находился на съёмочной площадке. Если мы снимали какой-то ритуал – будь то похороны папы или обряд посвящения, он всегда был рядом, что-то советовал. Получилось очень эффектно… Нет, не то слово. Правильно и должным образом. Но закулисье любой церемонии очень прозаично. Кто-то роняет спички, кто-то не может справиться с ладаном… существует целый мир, благодаря которому церковные церемонии выглядят совершенно по-другому. А ещё мне прислали кучу DVD про Ватикан с документальными фильмами. Их было просто невозможно смотреть – очень скучные! Я отсматривал по пять минут с каждого диска и выключал.

Ты фактически играешь злодея. Все актёры говорят, что их играть интересно.

Да я бы не сказал, что он плохой… И я не подходил к этому герою со «злодейской» точки зрения… Блин, почему у меня так скрипит стул?

МакГрегор берёт чей-то диктофон и записывает звук скрипящего стула. Смешно всем, кроме хозяина диктофона.

Короче, я пытался понять, почему он поступил именно так, а не иначе. Люди не совершают каких-то поступков просто из желания быть плохими. Они просто хотят добиться желаемого. Если брать моего героя, то он хочет спасти церковь. Ему кажется, что церковь стала слишком либеральной, что она под угрозой развала. И будучи человеком религиозным, он ещё очень верит в свою церковь. И пойдёт на всё, чтобы спасти её. Поэтому играть его было интересно.

Ты упомянул, что не веришь в Бога. Многие актёры в интервью говорят, что нерелигиозны. Интересно получается, что именно среди актёров и творческих людей высок процент атеистов. Как думаешь, почему?

Занятная точка зрения. Ну, во-первых, я бы не стал обобщать. Уверен, что среди актёров всё-таки много верующих, ровно как и среди музыкантов, композиторов и писателей. Не знаю, мне надо бы подумать, прежде чем отвечать на такой вопрос. С таким же успехом можно посмотреть на… скажем, байкеров или парашютистов и прийти к такому же заключению. Я, правда, не знаю, что сказать.

Ладно, вопрос попроще. Когда снимали сцену с вертолётом, у тебя, как у актёра, не возникало вопроса «как мой герой так быстро нацепил парашют»?

Ха-ха-ха! Слушайте, ну мы ж какое-то время его не видим на экране. Я сажусь в вертолёт… не знаю, как там дальше смонтировано, я фильма не видел, но насколько помню, я потом на некоторое время исчезаю из кадра. За это время и успеваю нацепить парашют. Наверное. Так что это вопрос, скорее, к Рону.

Образ камерленго в фильме отличается от книжного. Если в оригинале он предпочитает науке веру, то в фильме он как будто сам за себя.

Я всегда считал, что его действия обоснованы его отношением к церкви. Ему надо спасти церковь – и другого кандидата нет. Кроме прочего, у него в руках властью Он в ответе за Ватикан, он главный. Честно говоря, ему по-хорошему вообще нельзя ни за что отвечать.

А тебе бы хотелось в жизни иметь такую власть?

Не особо. Я с такими вещами не дружу. Мне нравится быть успешным. У меня удачная карьера, я обеспечиваю семью… Но что касается власти, я… Пытаюсь придумать пример… Да какая власть – у меня и ассистента своего нет… На меня никто не работает, я никем не управляю, не отдаю никаких приказов.

Ты – шотландец, играешь ирландца, который в оригинале был итальянцем. Как так вышло и что у тебя с акцентом в фильме?

Ну да, по книге он итальянец. Рон хотел, чтобы он был из Ирландии, чтобы придумать ему историю, которой нет в книге. Мой герой был усыновлён будущим папой. И эта вот ирландскость помогает ему добиться многого. Выбирая акцент, я решил, что раз его привезли в Италию ребёнком, то он будет говорить по-английски с итальянским акцентом. Правда, я добавил немного ирландского – но совсем чуть-чуть. Всё-таки мой герой по большей части жил в Италии.

Ты работаешь с самыми разными режиссёрами. Есть ли между ними что-то общее с актёрской точки зрения?

Ничего общего! Все режиссёры разные и в этом вся прелесть. Не бывает одинаковых съёмок даже дважды. Мне вообще очень повезло, я снимался у ряда великих режиссёров. Некоторые, правда, не были великими, но с ними всё равно нормально работалось. Бывают режиссёры-технари, которые не умеют работать с актёрами, так что приходится полагаться только на себя. Другие знают, что сказать актёру, но у них хромает общее видение фильма. Но есть и редкие исключения, когда режиссёр умеет и то и другое. Рон как раз из второй категории, потому что он бывший актёр. Несколько раз он подсказывал мне, как правильно сыграть сцену.

Почему ты решил сниматься в «Ангелах и Демонах»?

Хотелось поработать с Роном. Мы с ним как-то раз встречались насчёт съёмок в фильме The Animal, но проект так и не состоялся. Потом мы несколько раз встречались в Лондоне – оказывается, мы с ним любим один и тот же ресторан. И он мне предложил роль в «Ангелах и демонах». Мне понравился сценарий, понравился персонаж, так что я согласился.

Многие сочли фильм антикатолическим, но на мой взгляд это не так.

Здорово! Потому что я тоже так считаю. Вообще, будь там хоть какие-то намёки на неуважение к католикам – или к представителям другого вероисповедания, я бы просто не стал сниматься. Я никогда не примусь за анти-какой-то фильм. Ну разве что за антинацистский. Кажется, в Ватикане до сих пор рассержены из-за «Кода Да Винчи», вот и всё.

Ты сейчас снимаешься у Романа Полански. Каково с ним работается?

Я уже заканчиваю съёмки, осталась одна неделя. Это был… потрясающий опыт. Полански – изумительный режиссёр. Описать это невозможно. Он ставит перед каждым актёром сложнейшие задачи. Мы выкладывались на сто процентов – и актёры и съёмочная группа. Он выжимает из тебя все соки, пока его не устроит сцена. Фантастический человек. Ну всё, ребята, мне пора. Спасибо!