Хавьер БАРДЕМ уже давно не снимался у испанских режиссеров, зато по­стоянно появляется в картинах голливудских грандов. Вуди Аллен в своем новом фильме «Вики, Кристина, Барселона» тоже не смог без него обойтись.

«Оскар», который Бардем получил за роль второго плана в фильме братьев Коэнов «Старикам тут не место», не только украсил кабинет актера, но и поспособствовал тому, что многие наконец начали правильно произносить его имя. А некоторые даже взглянули на испанца иными глазами. К последним, безусловно, относится Вуди Аллен, увидевший, что из коэновского маньяка со смертоносным баллончиком можно сделать художника со столь же роковым обаянием. Для страстной сексуальной комедии «Вики, Кристина, Барселона» живой классик американского кино как раз искал героя, способного крутить роман с двумя-тремя женщинами одновременно. Взглянув на Бардема, Аллен тут же узнал в нем своего Хуана Антонио, которому предстояло соблазнить двух американских туристок Вики и Кристину (Ребекка Холл и Скарлетт Йоханссон соответственно) и попутно разобраться в отношениях с бывшей женой (Пенелопа Крус). Не долго думая, режиссер позвонил Бардему и в рекордно сжатые сроки (разговор длился около 40 секунд) изложил суть дела. О том, что было потом, и о многом другом нам рассказал сам Хавьер.

Об «Оскаре»

Статуэтка стоит в моем кабинете рядом с компьютером, и каждый раз, когда я на нее смотрю, то говорю себе: «Боже, да я просто везунчик». Конечно, когда получаешь золотого рыцаря, испытываешь невероятную гордость, но все-таки нужно уметь смотреть правде в глаза: «Оскар» — это лотерея. Так что мне просто повезло. Хотя, с другой стороны, я работал как лошадь, чтобы заслужить эту награду. Нет, речь даже не о самих съемках у братьев Коэнов, а скорее о том, что за ними последовало: промокампания "Старикам тут не место" с бесконечными перелетами, выступлениями, ответами на одни и те же вопросы, улыбками, растянутыми на много часов… В общем, "Оскар" стал достойной компенсацией за все это.

О фильме "Вики, Кристина, Барселона"

Вуди Аллен спланировал все просто блестяще. Он, конечно, гений. На первый взгляд кажется, что это обычный фильм со стандартным набором клише: любовник-южанин, американские туристки, Испания, вино… Но на самом деле с помощью клише Вуди создает совершенно особенный комизм, который делает его фильм непохожим на другие комедии. А в конечном итоге оказывается, что это не совсем и комедия, а скорее — драма. Ведь за всеми этими клише скрываются страх, одиночество и почти безнадежный поиск любви.

О Пенелопе Крус

Я знаю, что Пенелопа часто довольно резко отвечает, когда ее спрашивают о личной жизни. А я, с вашего позволения, резко промолчу. Но наша "совместная" профессиональная жизнь — тема вполне открытая. Семнадцать лет назад мы вместе снимались в картине "Ветчина, ветчина" и вот недавно играли расставшуюся семейную пару в фильме "Вики, Кристина, Барселона". Кстати, там у нас было несколько сцен, где мы говорили по-испански, и многие шутили, что, мол, Крус с Бардемом несут отсебятину и обсуждают свои личные дела. Но, естественно, все наши диалоги написал Вуди Аллен, а потом их просто перевели на испанский.

О своем герое

Хуан Антонио — мужчина, который не может провести больше двух минут в одиночестве. Не стоит думать, что он ловелас. На самом деле в глубине души он как маленький ребенок, которому постоянно необходима чья-то защита, в данном случае этот кто-то — женщина. Тем не менее он всеми силами старается показать, что независим и ни в ком не нуждается. Мне нравится та часть фильма, где Хуан Антонио неожиданно начинает задаваться вопросами, которыми мучаются все остальные герои. Что такое любовь? Как ей противостоять? Должны ли мы больше доверять зову сердца или голосу разума? Но вопросы так и остаются без ответов.

О домашних заданиях

Если вы иностранный актер и снимаетесь у Вуди Аллена, будьте готовы почувствовать себя снова школьником. Нет, не из-за того, что он будет вас чему-то учить (хотя мог бы), а потому, что вам придется делать огромные домашние задания! Вуди снимает очень быстро (два дубля — самая большая роскошь, которую он может позволить), а сцены при этом достаточно длинные и держатся на безмерных диалогах. Для "Вики, Кристина, Барселона" я заучивал дома километры текста (на неродном языке, заметьте!), а потом на площадке, цепенея от ужаса, пытался все это произнести с самым беззаботным видом. Мы снимали в моей родной Испании, но мне так и не удалось поработать гидом для иностранных коллег, потому что каждый вечер я бежал в отель делать "домашнее задание"!

Об известности

Достаточно любопытно наблюдать, как меняются ценности в нашем мире. Если раньше нужно было много работать, чтобы чего-то достичь, а потом не поскупиться и разделить это с кем-то, то сейчас главное — любой ценой привлечь к себе всеобщее внимание. Известность обеспечивает успех, а успех обеспечивает все остальное. Но мне почему-то кажется, что у здорового общества должны быть иные жизненные установки. Мне как-то ближе идеалы прошлого. Может быть, я ретроград.

О проблемах

Когда я читаю сценарий, всегда пытаюсь найти "проблемные места". Я думаю: "Да, вот здесь придется попотеть, чтобы мой персонаж выглядел убедительно". В фильме «Вики, Кристина, Барселона» таких ловушек было много, но больше всего я мучился над сценой в ресторане. Там мой Хуан Антонио должен сказать героиням Скарлетт Йоханссон и Ребекки Холл: "Давайте уйдем отсюда и займемся любовью… втроем". Как произнести эту фразу, чтобы она не показалась позерской, пошлой или вульгарной, а была бы уместной? Я перепробовал десятка два интонаций, столько же выражений лица и жестов, но так и не нашел решения. Эти проклятые слова преследовали меня днем и ночью, всю душу из меня вынули. В результате на съемках, когда я взглянул на моих партнерш, то сказал все совсем не так, как репетировал накануне. Но получилось, по-моему, вполне сносно. Да-да, я умею найти себе проблему…

О первом режиссере

Мне было 22 года, когда Бигас Луна пригласил меня сыграть в его фильме «Ветчина, ветчина» — это моя первая главная роль. Конечно, были и другие люди, которые мне очень помогли, но Луна запустил мою карьеру, поэтому своим сегодняшним успехом я обязан главным образом ему. Помимо прочего, он научил меня получать удовольствие от съемок. Многие считают, что играть в кино очень забавно, но на самом деле это невероятно скучно и часто довольно утомительно. Кино — не театр, где ты ощущаешь себя частью чего-то грандиозного и освященного традицией, а жесткий распорядок и почти механическое исполнение установленных обязанностей — на съемках все всегда должны находиться на своих местах, чтобы «производственный процесс» не останавливался и график не нарушался. Кроме того, вам еще необходимо поддерживать хорошие отношения абсолютно со всеми. В общем, веселого не так уж и много.