Их призывали выбирать жизнь, но они предпочитали ее прожигать. Мы не ждали их возвращения, но они снова с нами, и мы рады им, как родным.

В российский прокат вышел «Т2: Трейнспоттинг (На игле — 2)», продолжение любимого фильма целого поколения, которое 21 год назад не то что не думало о сиквеле, но и вообще не рассчитывало дожить до сорока. Образ жизни, показанный в картине, и правда не подразумевал долгих лет. Однако оно есть, как есть и ностальгия по 90-м.

Ностальгируют не только в России. Со своими флешмобами про 90-е мы, пересматривающие свои старые полароидные снимки и смешные цветные фотографии, которые руки не доходят оцифровать, попали в мировой тренд. Возвращение на подиумы моды 90-х, подборки фотографий молодой Кейт Мосс в модных журналах и продолжение «На игле» тому подтверждение.

Накануне выхода картины на Западе, где это произошло еще месяц назад, исполнитель роли Кочерыжки Юэн Бремнер дал интервью журналу Time Out, в котором рассказал, что именно художник по костюму картины Рейчел Флемминг изобрела популярные сегодня обтягивающие джинсы для мужчин.

Это, пожалуй, не совсем так — в зауженных штанах ходили по экранам еще герои вестернов 50-х.

Однако это не значит, что «Трейнспоттинг» не создал стиль.

Как и многие другие фильмы 90-х (в том числе «Криминальное чтиво» и «Настоящая любовь»), он повлиял на представления своих зрителей о моде самым радикальным образом. Сегодня вместе с героями картины те 20-летние превратились в нынешних 40-летних — правда, как и герои сиквела, они как-то не готовы признавать, что повзрослели. А джинсы-скинни и другие предметы гардероба, которые мы видели на Рэнтоне, Кожерыжке, Саймоне, Бэгби и их несчастном друге Томми, носят теперь новые 20-летние.

«На игле» вышел в 1996-м, когда на пике популярности было то, что называлось «героиновым шиком». На деле в моду вошли не наркотики, а болезненная бледность и худоба — в том году тонкая, почти андрогинная Кейт Мосс снялась в рекламной кампании Calvin Klein, и модная индустрия полюбила эту девочку, мгновенно забыв о соблазнительных изгибах роскошных Синди Кроуфорд и Наоми Кэмпбелл. В «Трейнспоттинге» шик показан более наглядно, чем в рекламе джинсов, однако фильм как раз совершенно напрасно обвиняли в «гламуризации наркомании» — в «самом грязном туалете Шотландии», ломке, мертвом младенце и смерти самого милого парня от глупого токсоплазмоза не могло быть ничего гламурного.

Привлекало в хедлайнерах того времени не это, а наплевательское отношение к самой жизни, ощущение, что тебе все позволено, отсутствие страха и забот о будущем.

Вслед за лондонскими панками конца 70-х парни из рабочих районов Эдинбурга могли бы повторять: «Будущего нет». Но им говорили: «Выбирай жизнь».

В чем же, кроме болезненной худобы, горящих глаз и пересохших губ, выражалась та эпоха? Все элементы гардероба хорошо нам знакомы, потому что занимают подиумы последние несколько лет.

Обтягивающие джинсы-скинни, бомбер и футболка на несколько размеров меньше, чем нужно, — то, что носил в картине Рэнтон, стало появляться на подиумах в начале 2000-х, когда их предложил тогдашний креативный директор Dior Эди Слиман. Из Dior меломан Слиман переместился в Saint Laurent — и в 2011 году мужчины в обтягивающей одежде его стараниями окончательно закрепились на подиуме, по крайней мере, честь возвращения джинсов-скинни в мужскую моду Эди Слиман приписывал именно себе. Сегодня обуженные до предела джинсы и бомбер — это практически униформа любого модника.

Впрочем, по всем признакам, эта мода все-таки сойдет на нет — уж слишком много шума вокруг Гоши Рубчинского, проповедующего тренировочные штаны.

Что ж, их остается дополнить объемной джинсовой курткой (можно на меху), чтобы превратиться в спортсмена Томми, единственного из тех, кого по-настоящему жалко. Куртку оставить, треники заменить на слаксы, белую футболку и золотую цепь — получится агрессивный гопник Бэгби, и при этом и тот и другой законно останутся в эстетике 90-х, которую возвращают на подиумы новые герои фэшн-индустрии Гоша Рубчинский и Демна Гвасалия.

Еще одна знаковая вещь в картине — розовое платье-комбинация, переливающееся от пайеток, которое надела в клуб девушка Диана. Ее красное пальто и страшно популярная в конце 90-х — начале 2000-х стрижка боб — это вечная классика, но вот платье-слип — вещь с характером. Как и сама героиня картины. Как и икона 90-х Кейт Мосс, которая до сих пор носит такие платья. Впрочем, кто их не носит: шелковое платье в бельевом стиле вкупе с косухой и тяжелыми ботинками или кедами — ода гранжевой эстетике и униформа прошлого года.

Ну и Кочерыжка, самый нелепый из всех: со своими блестящими нейлоновыми диско-рубаками и цветными очками, знакомыми всем рейверам 90-х, он вполне мог бы стать нынешней фэшн-иконой Instagram. Его пестрые костюмы и свитеры из ангорской шерсти выглядят так, будто их придумал Алессандро Микеле из Gucci. Но на самом деле для того, чтобы достигнуть подиумов, им понадобилось 20 лет.